Бессмертие — это бессрочное продолжение существования человека даже после смерти. Говоря простым языком, бессмертие практически неотличимо от загробной жизни, но с философской точки зрения они не идентичны. Загробная жизнь — это продолжение существования после смерти, независимо от того, является ли это продолжение неопределенным.
Бессмертие подразумевает бесконечное существование, независимо от того, умирает тело или нет (на самом деле некоторые гипотетические медицинские технологии предлагают перспективу телесного бессмертия, но не загробной жизни).
Проблема существования человека после смерти
Бессмертие — это одна из главных забот человечества, и хотя оно традиционно ограничивалось религиозными традициями, оно также важно и для философии. Хотя большое разнообразие культур верило в какое-то бессмертие, такие убеждения могут быть сведены к трем не исключительным моделям:
- выживание астрального тела, напоминающего физическое;
- бессмертие нематериальной души (то есть бестелесное существование);
- воскресение тела (или перевоплощение, в случае если воскресший не имеет того же тела, что и в момент смерти).
Бессмертие — это с точки зрения философии и религии неопределенное продолжение умственного, духовного или физического существования отдельных людей. Во многих философских и религиозных традициях оно определенно понимается как продолжение существования нематериального (душа или разум) за пределами физического (смерть тела).
Различные точки зрения
То, что вера в бессмертие была широко распространена в истории, не является доказательством ее истинности. Это может быть суеверие, которое возникло из снов или других природных переживаний. Таким образом, вопрос о его валидности был поднят философски с самых ранних времен, когда люди начали заниматься интеллектуальным размышлением. В индуистской катха-упанишаде Нацикетас говорит: «Это сомнение в том, что человек ушел — некоторые говорят: он есть; другие: он не существует. Об этом я бы знал». Упанишады — основа самой традиционной философии в Индии — в основном обсуждают природу человечества и его конечную судьбу.
Бессмертие — это также одна из главных проблем платоновской мысли. С утверждением, что реальность как таковая является принципиально духовной, он пытался доказать бессмертие, не утверждая, что ничто не может уничтожить душу. Аристотель говорил о вечной жизни, но не защищал личное бессмертие, так как он считал, что душа не может существовать в развоплощенном состоянии. Эпикурейцы с материалистической точки зрения считали, что после смерти нет сознания. Стоики считали, что это рациональная вселенная в целом, которая сохраняется.
Исламский философ Авиценна объявил душу бессмертной, но его единоверцы, оставаясь ближе к Аристотелю, приняли вечность только вселенского разума. Святой Альберт Магнус отстаивал бессмертие на том основании, что душа сама по себе является независимой реальностью. Джон Скот Эригена утверждал, что личное бессмертие не может быть доказано или опровергнуто разумом. Бенедикт де Спиноза, принимая Бога за высшую реальность, в целом поддерживал вечность, но не бессмертие отдельных людей внутри нее.
Немецкий философ Просвещения Иммануил Кант считал, что бессмертие не может быть продемонстрировано чистым разумом, но должно восприниматься как необходимое условие морали.
В конце 19-го века проблема бессмертия, жизни и смерти как философская озабоченность исчезла, отчасти из-за секуляризации философии под растущим влиянием науки.
Философская точка зрения
Существенная часть данной дискуссии затрагивает фундаментальный вопрос в философии сознания: существуют ли души? Дуалисты верят, что души существуют и переживают смерть тела; материалисты верят, что ум — это не что иное, как мозговая деятельность, и, таким образом, смерть приводит к полному окончанию существования человека. Однако некоторые считают, что даже если бессмертных душ не существует, бессмертие все же может быть достигнуто посредством воскресения.
Эти дискуссии также тесно связаны со спорами о личной идентичности, потому что любое описание бессмертия должно касаться того, как мертвый человек мог быть идентичен первоначальному себе, который когда-то жил. Традиционно философы рассматривали три основных критерии личностной идентичности: души, тела и психики.
Мистический подход
Хотя эмпирическая наука мало что может предложить здесь, область парапсихологии пыталась приводить доказательства в пользу загробной жизни. Бессмертие в последнее время светскими футуристами представляется с позиций технологий, которые могут приостановить умирание на неопределенный срок (например, «Стратегии искусственного пренебрежимого старения» и «загрузка ума»), что открывает перспективу своего рода бессмертия.
Несмотря на огромное разнообразие верований в бессмертие, они могут быть сведены к трем основным моделям: выживание астрального тела, нематериальная душа и воскресение. Эти модели не обязательно являются взаимоисключающими; на самом деле большинство религий придерживаются их комбинации.
Выживание астрального тела
Многие примитивные религиозные течения предполагают, что человеческие существа состоят из двух веществ тела: физического, к которому можно прикоснуться, его можно обнять, видеть и слышать; и астрального, сделанного из какой-то таинственной эфирной субстанции. В отличие от первого, второе не обладает прочностью (например, оно может проходить сквозь стены), и, следовательно, к нему нельзя прикоснуться, но его можно увидеть. Его внешний вид похож на физическое тело, за исключением того, что, возможно, его цветовые тона светлее, а фигура размыта.
После смерти астральное тело отрывается от физического и сохраняется во времени и пространстве. Таким образом, даже если физическое тело разлагается, астральное выживает. Этот тип бессмертия чаще всего представлен в фильмах и литературе (например, призрак Гамлета). Традиционно философы и теологи не пользовались привилегиями этой модели бессмертия, поскольку, по-видимому, существуют две непреодолимые трудности:
- если астральное тело действительно существует, оно должно рассматриваться, как отходящее от физического тела в момент смерти; все же нет никаких доказательств того, что объясняет это;
- призраки обычно появляются с одеждой; это означало бы, что существуют не только астральные тела, но и астральная одежда — утверждение, слишком экстравагантное, чтобы воспринимать его всерьез.
Нематериальная душа
Модель бессмертия души похожа на теорию «астрального тела», но люди в ней состоят из двух субстанций. Она предполагает, что вещество, пережившее смерть тела, является не каким-то другим телом, а скорее, нематериальной душой, которая не может быть воспринята через чувства. Некоторые философы, такие как Генри Джеймс, пришли к убеждению, что для того чтобы что-то существовало, оно должно занимать пространство (хотя и не обязательно физическое), и, следовательно, души находятся где-то в космосе. Большая часть философов верила, что тело смертно, а душа — нет. Со времен Декарта (XVII век) большинство философов считали, что душа идентична уму, и всякий раз, когда человек умирает, его ментальное содержание выживает в нематериальном состоянии.
Восточные религии (например, индуизм и буддизм) и некоторые древние философы (например, Пифагор и Платон) считали, что бессмертные души покидают тело после смерти, могут временно существовать в нематериальном состоянии и в конечном итоге получают новое тело во время рождения. Это доктрина реинкарнации.
Воскресение тела
В то время как большинство греческих философов полагали, что бессмертие подразумевает исключительно выживание души, три великие монотеистические религии (иудаизм, христианство и ислам) считают, что бессмертие достигается через воскресение тела во время Окончательного Суда. Те же самые тела, которые когда-то составляли людей, восстанут снова, чтобы быть судимыми Богом. Ни одна из этих великих конфессий не имеет определенной позиции о существовании бессмертной души. Поэтому традиционно евреи, христиане и мусульмане считали, что в момент смерти душа отрывается от тела и продолжает существовать в промежуточном бессмертном состоянии до момента воскресения. Некоторые, однако, считают, что промежуточного состояния не существует: со смертью человек перестает существовать и в некотором смысле возобновляет существование во время воскресения.
Прагматичные аргументы в пользу веры в вечную жизнь
Большинство религий придерживаются принятия бессмертия на основе веры. Другими словами, они не предоставляют никаких доказательств выживания человека после смерти тела; фактически их вера в бессмертие апеллирует к некоему божественному откровению, которое, как утверждается, не требует рационализации.
Природная теология, однако, пытается предоставить рациональные доказательства существования Бога. Некоторые философы утверждают, что если мы сможем рационально доказать существование Бога, то способны сделать вывод, что мы бессмертны. Ибо Бог, будучи всемогущим, позаботится о нас и, таким образом, не допустит уничтожения нашего существования.
Таким образом, традиционные аргументы в пользу существования Бога (онтологические, космологические, телеологические) косвенно доказывают наше бессмертие. Однако эти традиционные аргументы были заведомо подвергнуты критике, а также были выдвинуты некоторые аргументы против существования Бога (такие как проблема зла).
Практики достижения бессмертия
В мифах по всему миру люди, которые достигают вечной жизни, часто считаются богами или обладают богоподобными качествами. В некоторых традициях бессмертие даровали сами боги. В других случаях нормальный человек открывал алхимические секреты, спрятанные в природных материалах, которые останавливали смерть.
Китайские алхимики веками искали пути достижения бессмертия, создавая эликсиры. Император часто заказывал их и экспериментировал с такими вещами, как ртуть, золото, сера и растения. Формулы пороха, серы, селитры и углерода изначально была попыткой создания эликсира бессмертия. Традиционная китайская медицина и ранняя китайская алхимия тесно связаны, и использование растений, грибов и минералов в формулах долголетия до сих пор широко практикуется сегодня.
Идея употребления жидких металлов для долголетия присутствует в алхимических традициях от Китая до Месопотамии и Европы. Логика древних предполагала, что потребление чего-то наполняет тело качествами того, что было потреблено. Поскольку металлы прочны и кажутся постоянными и неразрушимыми, было разумно, чтобы тот, кто ел металл, становился постоянным и неразрушимым.
Ртуть, металл, который при комнатной температуре является жидкостью, очаровывал древних алхимиков. Она очень токсична, и многие экспериментаторы умирали после работы с ней. Некоторые алхимики также пытались использовать с той же целью золото в жидком состоянии. Помимо золота и ртути, мышьяк был еще одним парадоксальным ингредиентом во многих эликсирах жизни.
В даосской традиции способы достижения бессмертия делятся на две основные категории: 1) религиозные — молитвы, нравственное поведение, ритуалы и соблюдение заповедей; и 2) физическая диета, лекарства, методы дыхания, химические вещества и упражнения. Проживание в одиночестве в пещере, подобно отшельникам, объединяло их и часто воспринималось как идеал.
Основная идея даосской диеты состоит в том, чтобы питать тело и отказывать в еде «трем червям» — болезни, старости и смерти. Бессмертие может быть достигнуто, как считают даосы, поддержанием этой диеты, которая питает загадочную силу «зародышевого тела» внутри основного, и избеганием эякуляции во время секса, которая сохраняет живительную сперму, смешивающуюся с дыханием и поддерживающую тело и мозг.
Технологическая перспектива
У большинства светских ученых нет особой тяги к парапсихологии или религиозной вере в бесконечную жизнь. Тем не менее экспоненциальный рост технологических инноваций в нашу эпоху позволил предположить, что в недалеком будущем телесное бессмертие может стать реальностью. Некоторые из этих предлагаемых технологий поднимают философские проблемы.
Крионика
Это сохранение трупов при низких температурах. Хотя это не технология, призванная вернуть людей к жизни, она нацелена на их сохранение до тех пор, пока какая-то будущая технология не сможет реанимировать трупы. Если бы такая технология действительно была когда-либо разработана, нам бы пришлось пересмотреть физиологический критерий смерти. Ибо если смерть мозга является физиологической точкой, откуда нет возврата, то тела, которые в настоящее время криогенно сохранены и будут возвращены к жизни, в конце концов не были действительно мертвыми.
Стратегии инженерного незначительного старения
Большинство ученых скептически относятся к перспективе реанимации уже мертвых людей, но некоторые с большим энтузиазмом относятся к возможности бесконечно откладывать смерть, останавливая процессы старения. Ученый Обри Де Грей предложил несколько стратегий для искусственного незначительного старения: их цель состоит в том, чтобы идентифицировать механизмы, ответственные за старение, и попытаться остановить или даже полностью изменить их (например, путем восстановления клеток). Некоторые из этих стратегий включают генетические манипуляции и нанотехнологии, и, следовательно, они вызывают этические проблемы. Эти стратегии также вызывают озабоченность по поводу этики бессмертия.
Загрузка разума
Тем не менее другие футуристы считают, что даже если бы не было возможности приостановить смерть тела на неопределенный срок, по крайней мере, было бы возможно эмулировать мозг с помощью искусственного интеллекта (Kurzweil, 1993; Moravec, 2003). Таким образом, некоторые ученые рассматривали перспективу «загрузки ума», то есть передачи информации ума на машину. Следовательно, даже если органический мозг умирает, ум может продолжать существовать, как только он будет загружен в машину на основе кремния.
Эта теория достижения бессмертия затрагивает две важные философские проблемы. Во-первых, в области философии искусственного интеллекта возникает вопрос: может ли машина когда-либо действительно быть сознательной? Философы, которые придерживаются функционалистского понимания ума, согласятся, но другие не будут согласны.
Violetta Berezina
11 мая, 2019