«Нива» — пожалуй, самый известный российский внедорожник. К сожалению, за все время выпуска эта машина не претерпела значительных модернизаций. Существенные изменения пришли лишь с выходом новой модели – «Шевроле-Нива». Машина получила иной кузов и салон, но мотор остался прежним. Как следствие, многие проблемы «перекочевали» и на новую «Ниву». Это не только малая мощность, но и высокий расход топлива. В среднем «Шевроле-Нива» потребляет около 15 литров бензина в городе. Это весьма большой показатель для простого 1,6-литрового двигателя. Разумеется, в сегодняшних реалиях содержать такой автомобиль будет накладно. И чтобы снизить расходы на эксплуатацию, многие водители выполняют установку ГБО на «Шевроле-Ниву». Какой это дает результат и как производится монтаж? Обо всем этом и не только читайте далее в статье.
Особенности
Ключевая особенность ГБО заключается в том, что двигатель при незначительных изменениях работает на ином типе топлива. Вместо классического бензина в камеру сгорания попадает пропан-бутан, смешанный с воздухом. Принцип работы двигателя при этом не меняется. Однако чтобы система работала, требуется редуктор-испаритель, отдельные магистрали, бак, мультиклапан и прочее оборудование. Без этих составляющих система не будет работать.
Какие есть преимущества?
Что говорят про ГБО на Chevrolet Niva отзывы? Основное преимущество заключается в стоимости топлива. Пропан-бутан вдвое дешевле, нежели бензин. При этом машина расходует примерно столько же топлива. То есть на сотню уходит все те же 15 литров. иногда показатель может увеличиться на 5-7 процентов, но не более (в противном случае нужно настраивать ГБО «Нивы-Шевроле»). Расходы на содержание внедорожника снижаются в два раза. При этом данное топливо отличается более щадящими продуктами сгорания. В отличие от бензина, газ не оставляет нагара. Свечи после 30 тысяч километров пробега абсолютно чистые, как утверждают отзывы. То же самое касается и масла. Оно не впитывает какого-либо нагара, поскольку ему неоткуда взяться. Отработка при сливе не такая черная, как отмечают владельцы. Еще один момент – это высокое октановое число. Если у бензина оно составляет 92-98, то у газа целых 102. Это означает, что детонация двигателя будет исключена полностью. Отметим, что за счет высокого октанового числа газ подходит и на турбированные двигатели. Главное, чтобы система была правильно настроена.
Продолжим перечислять преимущества Chevrolet Niva на газу. Экономия денег на заправку – не единственный плюс. Мощность машины не снижается, тяга тоже не пропадает. Внедорожник ведет себя так же хорошо, как и на бензине.
О недостатках системы
Поскольку пропан-бутан имеет несколько иной состав, чем бензин, перед сгоранием такое топливо нужно подогреть. Речь идет о том, что при контакте с воздухом такой газ вмиг замерзает. Даже в летний жаркий день пропан-бутан имеет свойство замерзать. Именно поэтому в системе имеется редуктор-испаритель, подключенный к штатной системе охлаждения двигателя. Горячий тосол подогревает редуктор, и газ не замерзает, а нормально смешивается с воздухом. В летнее время двигатель можно запустить и на газу, однако зимой это сделать не получится. Предварительно нужно подождать время, пока нагреется редуктор-исправитель от штатной СОД. И уже после этого можно переходить на газ. То есть зимой сразу завестись на ГБО не получится, придется ждать, пока авто прогреется на бензине, либо прогревать на ходу, а далее переключаться на пропан – так утверждают владельцы. Таким образом, полностью отказаться от бензина не получится. Он все равно должен присутствовать в баке (даже летом хотя бы потому, чтобы не сгорел электрический бензонасос, если нет соответствующего выключателя).
Следующий недостаток – это стоимость самой системы и цена установки. Точная цифра будет зависеть от поколения газобаллонного оборудования (этот момент мы рассмотрим позже), но в любом случае, чтобы перейти на ГБО, нужно потратить не меньше 17,5 тысячи рублей на работу и материалы. К тому же установить современное оборудование четвертого поколения будет сложно самому (а ведь его нужно еще правильно настроить).
Про поколения ГБО
Всего на сегодняшний день существует пять поколений газобаллонных установок. Однако на «Шевроле-Ниву» (впрочем, как и на другие авто в России) устанавливают в основном два типа ГБО. Это системы второго и четвертого поколения.
Второе поколение является универсальным и может устанавливаться как на карбюраторные, так и на инжекторные авто. Система доукомплектована дозатором газа, который позволяет вручную регулировать состав смеси.
Четвертое поколение является более современным и отличается тем, что впрыск газа осуществляется прямо в цилиндры. То есть пропан не смешивается в патрубке с воздухом, как на ГБО-2. Система готовит оптимальный состав смеси. Для каждого цилиндра есть отдельная форсунка (газовый инжектор). Она обладает специальным управляющим блоком, который принимает сигнал от ЭБУ. Если говорить про первые впечатления, «Нива-Шевроле» с ГБО 4 поколения имеет такой же расход топлива, как на бензине. На втором поколении он чуть больше, так говорят владельцы. Но система ГБО-4 будет и дороже.
Особенности выбора баллона
При установке ГБО на Chevrolet Niva нужно заранее определиться с тем, какой будет тип баллона. Есть два варианта:
- Цилиндрический. Это классический газовый баллон. Устанавливается в багажнике либо под днищем. В первом случае баллон будет скрадывать много места, поэтому многие монтируют его под днищем. Однако чтобы это сделать, придется немного изменить конфигурацию выхлопной системы и фаркопа.
- Тороидальный. На данный момент самое оптимальное решение. Баллон устанавливается на место штатного запасного колеса и имеет форму таблетки. Не скрадывает места в багажнике, при этом имеет довольно большой объем (порядка 50 литров).
Еще одна особенность ГБО на «Шевроле-Ниве» — это установка заправочного клапана. Его лучше разместить рядом с основной горловиной для заливания бензина.
В качестве альтернативы многие устанавливают клапан в бампер, проделывая там отверстие соответствующего размера. Решение более легкое, однако со временем элемент может ржаветь, так как его будет постоянно забрасывать снегом и песком. В один момент шарик перестанет держать давление. Это не критично, ведь на самом баллоне тоже есть такой механизм. Но после заправки весь газ, что находится между баком и клапаном, будет идти наружу, вызывая дикое шипение.
Немаловажный момент – выбор и установка газовых магистралей. Еще несколько лет назад автовладельцы поголовно выбирали медные трубки. Да, они прочные и с виду надежные. Но с годами внутри неизбежно образуются окислы. Это засоряет фильтр и препятствует нормальному прохождению газа по магистрали. Поэтому сейчас все больше мастеров отказываются от медных трубок в пользу пластиковых. Они не менее надежные, не перетираются, и внутри не будут образовываться окислы. Поэтому если и выбирать трубки, то только пластиковые, — так советуют отзывы. А закреплять их лучше к бензиновому трубопроводу.
Установка редуктора и других элементов: особенности
Если устанавливается своими руками ГБО на Chevrolet Niva, то редуктор можно монтировать и в самом начале работ. Главное – определиться с местом его размещения. Закрепляется он к кузову. Ни в коем случае не производится монтаж на мотор. Также к редуктору должен быть обеспечен хороший доступ. Далее, после монтажа элемента, стоит выполнить врезку в СОД. По завершении работ стоит вывести магистраль высокого давления, а также патрубок с вакуумом.
Далее следует произвести врезку штуцеров (лучше на снятом коллекторе). Сверлить нужно очень точно и аккуратно, чтобы газовый штуцер совпадал с бензиновыми форсунками. Новые газовые форсунки должны иметь одинаковый угол и размещаться рядом друг с другом. На выполненных отверстиях нарезается резьба под штуцера.
Обратите внимание, что предварительно нужно смазать резьбу высокотемпературным герметиком. После этого коллектор ставится на место (обязательно на новую прокладку). Дальше можно монтировать газовую рампу. Последняя будет закрепляться на верхней части впускного коллектора.
На следующем этапе прокладывается магистраль подачи газа от редуктора, монтируется фильтр очистки газа. Финишная часть – это электрика. Но здесь работу лучше доверить профессионалу, который правильно прозвонит проводку в «Ниве».
Что делать с фаркопом и глушителем?
Если в качестве бака был выбран классический цилиндрический баллон и принято решение размещать его снизу, нужно подумать о фаркопа (если таковой есть). Оптимальный вариант – это установка уже переделанного элемента от компании Bertone. Но можно доработать и штатный фаркоп. Для этого берется труба диаметром 34 миллиметра и выполняется изгиб, который в точности повторяет окружность нашего баллона. Затем нужно сместить и обрезать крепежную пластину, извлечь дополнительный кронштейн. Последний может упираться в заправочный клапан. После выполнения всех процедур важно проверить прочность фаркопа.
Также внимание следует уделить глушителю. Он требует незначительной доработки. Владельцы практикуют следующую схему: устанавливают два глушителя, которые привариваются друг к другу последовательно. Со второго глушителя необходимо вывести трубу с изгибом под баллон.
Регулировка
Обратите внимание, что нельзя настраивать ГБО намеренно на экономию. Машина должна есть столько, сколько ей положено. Если в цилиндры будет попадать излишне бедная смесь, это вскоре приведет к прогару клапанов. Это произойдет не сразу, а через 30-40 тысяч километров. Ни о какой экономии здесь речи быть не может. Если ГБО настроено правильно, то ресурс мотора будет таким же, как и на бензине (если не больше). Работает мотор мягче, а загрязнения минимальны.
Эксплуатация и обслуживание
После установки газа на «Ниву-Шевроле» многие интересуются, как эксплуатировать автомобиль далее. Стоит ли делать дополнительные работы при обслуживании? Обо всем по порядку. Итак, первое – это масло. Его в наших условиях необходимо менять каждые 10 тысяч километров. Как мы уже сказали ранее, после установки газа на «Ниву-Шевроле» масло не будет так быстро чернеть. Но это не значит, что менять его нужно реже. Регламент остается таким же – один раз в 10 тысяч километров. Такой же интервал замены имеет и масляный фильтр.
Газовый фильтр
Что добавится после установки газа на «Ниву-Шевроле», так это газовый фильтр. Его устанавливают в подкапотном пространстве. Иногда находится он рядом с редуктором. Регламент замены данного элемента – 20-30 тысяч километров. Раньше менять его не имеет смысла. Газ не настолько грязный, и, как показывает практика, спустя 10 тысяч бумажный фильтрующий элемент только-только начинает приобретать темный оттенок. Но не нужно экономить и просто продувать фильтр. Стоит он копейки, а, сдув наружные частицы, мы не увеличим пропускную способность старого элемента. Поэтому меняем фильтр не часто, но обязательно на новый.
Конденсат
Примерно раз в год необходимо сливать конденсат с газового редуктора. Для этого в механизме предусмотрен специальный кран, который откручивается шестигранным ключом. Отметим, что на старых редукторах такого отверстия может не быть. Но если оно есть, не ленитесь сливать такой конденсат. Обычно оттуда льется черная маслянистая жидкость.
Спустя пять и более лет эксплуатации может «грешить» шарик на заправочной горловине. Цена его тоже незначительная, поэтому, если после заправки клапан начинает шипеть, стоит заменить данный шарик. В остальном же ГБО на Chevrolet Niva (ГБО 4 поколения и 2-го в том числе) не требует внимания.
Заключение
Вот и все, что нужно знать про установку газа на «Ниву-Шевроле». Как видите, в эксплуатации система непривередлива. А экономия от газа на Chevrolet Niva очевидна – на заправку уходит вдвое меньше денег.
Автор: