Положение о премировании и материальном стимулировании работников является локальным нормативным документом организации. Он необходим для установления порядка, а также основных условий оплаты труда ее сотрудников. Подобный документ не является обязательным. Однако положение о материальном стимулировании работников есть в любой бюджетной организации.
Значимость документа
Он регулирует особенности материального стимулирования педагогов (воспитателей), делает систему премирования прозрачной и понятной. Положение о материальном стимулировании работников включает основные виды работ, за выполнение которых педагог либо иной работник может рассчитывать на определенное вознаграждение. Согласно ст. 135 ТК РФ система оплаты труда, размер премий, ставок, иных выплат поощрительного характера, соотношение их размеров между сотрудниками организацией определяется самостоятельно.
На что обратить внимание
Наиболее логичным будет расположение всех условий и правил оплаты труда в одном документе, а не перечисление отдельных премий в правилах трудового распорядка, коллективного договора, иных локальных актах образовательной организации.
Положение о материальном стимулировании работников — это источник информации для работников о порядке и правилах выплаты заработной платы, о материальном стимулировании, существующем в конкретной организации. Подобная информированность является прекрасным стимулом для качественного выполнения трудовых обязанностей, повышения общей заинтересованности в положительном имидже организации (компании).
Важные моменты
Положение о материальном стимулировании работников (ст. 8 ТК РФ) не должно противоречить законодательству, действующему на территории страны. Главное назначение такого нормативного локального документа — это поощрение работников трудовых коллективов, например, школ, детских садов, офисов.
Условия разработки и принятия
Положение о материальном стимулировании педагогических работников разрабатывается специальной рабочей группой. Принятие такого локального акта производится несколькими способами:
- единолично руководителем (к примеру, должностная инструкция, штатное расписание);
- работниками либо их представителями (голосование предлагается всему трудовому коллективу).
В трудовом законодательстве РФ (ст. 372) установлено, что в принятии подобных документов должен участвовать и представительный орган работников (профсоюз).
Схема составления
Как выглядит типовое «Положение о материальном стимулировании работников образования»? Проанализируем общую схему документа.
Сначала указывается наименование организации, в которой будет действовать этот локальный акт, указывается директор ОУ, им ставится подпись. Далее указываются основные параметры, согласно которым осуществляется премирование.
Пример локального акта
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение для детей, которые остались без родителей.
«Сидоровский детский интернат»
Утверждаю:
Директор детского интерната
________А. В. Тараканов
Приказ №___ от __________ 2018 г.
Положение о материальном стимулировании работников учреждения
- Общие положения.
1.1. Данное положение вводится для повышения качества и результативности труда руководящих и педагогических сотрудников Учреждения, пропаганды творчества, инициативности, повышения качества воспитания и обучения детей, сохранения кадров высокой квалификации.
1.2. Чтобы в полной мере реализовать поставленные задачи, предполагается использование нескольких вариантов морального и материального поощрения сотрудников:
- доплаты и надбавки стимулирующего вида (для учителей, воспитателей, руководящего состава Учреждения);
- награждение Почетной грамотой ОУ, объявление благодарности;
- выдвижение на награждение государственными и ведомственными наградами вышестоящих организаций.
1.3. Порядок и критерии создания стимулирующих выплат: премиальных, иных видов стимулирования сотрудникам Учреждения.
1.4. Положение о материальном стимулировании работников школы (Учреждения) принимается согласно процедуре принятия документов, которые предусмотрены Уставом ОУ, с учетом мнения профсоюзного комитета. Оно является в полной мере самостоятельным нормативно-правовым актом Учреждения.
1.5. Выплаты стимулирующего вида производятся из существующего фонда оплаты труда сотрудников Учреждения и делятся: на премиальные, а также на установленные доплаты и надбавки (не меньше 50%).
1.6. При составлении стимулирующей часть оплаты труда руководящих и педагогических работников ОУ следует учесть, что она не может быть менее 30 %. Формирование стимулирующей части осуществляется в границах бюджетных ассигнований на оплату труда сотрудников Учреждения.
1.7. Администрация ОУ имеет право на увеличение размера стимулирующей части фонда оплаты труда при условии экономии за предыдущие месяцы, а также благодаря оптимизации штата Учреждения.
Особенности поощрения
Положение о материальном стимулировании работников, образец которого рассматривается, должно содержать информацию об особенностях распределения стимулирующих средств.
1. Порядок принятия положительного решения о материальном поощрении сотрудников.
2.1.1. Выплаты стимулирующего вида предполагают:
- доплаты и надбавки за высокую результативность и качество работы;
- надбавки и доплаты за напряженность и интенсивность проводимых работ;
- доплаты и надбавки за выслугу лет;
- премии по результатам проведения конкретной деятельности
2.1.2. Выплаты стимулирующего вида за качественную и своевременную работу осуществляются в виде поощрения сотрудников, они предполагают инициативность, творческий подход, своевременность, добросовестность исполнения обязанностей, применение инновационных методов, форм, проведение мероприятий, которые связаны с Уставом Учреждения. Примерный перечень подобных критериев приводится в п 2.2 данного Положения.
2.1.3. Выплаты стимулирующего вида за напряженность и интенсивность проводимых работ предполагает стимулирование сотрудников за активное участие в выполнении мероприятий, важных для ОУ (подготовка к областным, окружным, российским Олимпиадам); за специальный режим работы (реализация инновационных методик и курсов, направленных на оздоровление и профилактику вредных привычек с детьми, которые требуют повышенного внимания); за продумывание и проведение мероприятий, которые направлены на повышение имиджа и авторитета ОУ среди населения.
2.1.4. Доплаты стимулирующего вида за проведение конкретных мероприятий устанавливаются сотрудниками при качественной подготовке и проведении определенного общешкольного праздника (мероприятия); за своевременную и четкую сдачу отчетных материалов; за проведение работ, которые связаны с созданием бесперебойного, безаварийного режима работы эксплуатационных и инженерных систем Учреждения.
2.1.5. Распределение ресурсов стимулирующего характера фонда оплаты труда сотрудников ОУ по формам и видам материального поощрения осуществляется руководством организации (директором Учреждения).
2.1.6. Устанавливают стимулирующие доплаты при наличии в организации материальных ресурсов на четверть, полугодие, а также летний период за фактически исполненную работу. Размер подобных выплат определяется приказом Учреждения по порядку, который предусмотрен данным Положением.
2.1.7. Не допускаются выплаты стимулирующего вида для оплаты работ, не указанных в данном локальном акте.
2.1.8. Доплаты и надбавки стимулирующего вида определены в процентном отношении к минимальному должностному окладу сотрудника.
2.1.9. Производится стимулирование работника ОУ по его основной должности.
2.2. Условия, а также порядок установки доплат и надбавок стимулирующего вида сотрудникам педагогического, руководящего состава ОУ, касаются качества и высоких результатов работы.
2.2.1. Размер выплат к должностному окладу сотрудников ОУ за качество и результативность труда подтверждается приказом директора ОУ в денежной сумме в рублях, на тот период, который предусмотрен данным Положением. Размеры надбавок и доплат работника не ограничиваются максимальными размерами, определяются с учетом от качества и объема проведенных им работ.
Рабочая группа
Положение о материальном стимулировании работников ДОУ разрабатывается специальной экспертно-аналитической группой. В ее состав входят представители работодателя, профсоюзного органа, а также рядовые сотрудники (от коллектива). Данная группа рассматривает результаты работы за определенный период у каждого сотрудника, принимает решение о возможности (невозможности) установления доплаты. В своей работе такая группа руководствуется таким локальным актом, как Положение о доплатах, а также ТК РФ.
Оценочные листы
Его содержание определяется индивидуально образовательной организацией. Педагогические и руководящие сотрудники заполняют их, затем сдают материал (с приложениями, которые подтверждают информацию в виде сканов грамот, благодарностей, дипломов). ОУ вправе устанавливать сроки сдачи оценочных листов, а также периодичность их предоставления сотрудниками.
Подведем итоги
В любой образовательной организации разрабатывается ряд локальных актов, которые определяют особенности взаимодействия между сотрудниками и руководством. Помимо Устава Учреждения, особый интерес представляет Положение, в котором указываются стимулирующие выплаты.
В нем содержатся все виды работ, при выполнении которых сотрудник может рассчитывать на дополнительное моральное или материальное поощрение за качественное и своевременное их выполнение. Это стимулирует педагогов к использованию новым методик, проведению различных мероприятий, повышению своей квалификации.