В рамках программы аспирантуры перечень профессиональных компетенций, получаемый слушателями, обычно представляет собой полный набор качеств, которые затем потребуются в работе. Уже на вводных занятиях на первом курсе студентам дают представление о том, какие качества и особенности будут нужны им после выпуска, а далее тщательно отрабатывают их в течение основной программы высшего образования, а также в магистратуре, аспирантуре. Что представляют собой такие компетенции?
Общая информация
Прежде чем искать перечень профессиональных компетенций для той или иной профессии, стоит сориентироваться в том, что этот термин под собой скрывает. Компетенция определяет, насколько персона компетентна. Обучение предполагает передачу студенту знаний, выработку у него навыков, получение слушателем некоторых умений. Знания представляют собой полезные профессиональные сведения, которые можно измерить, протестировав человека. Для проверки знаний нужны экзамены. Умения – то, что персона осознает, понимает и делает, не задумываясь. Навыки – умения, которые персона не осознает, использует едва ли не интуитивно, в режиме автомата. Компетентность – возможность проанализировать навыки, контролировать профессиональное развитие, творить в выбранной сфере. Это понятие включает способности к освоению нового и поиску нетипичных решений, творческих вариантов работы над задачей. В случае кризиса компетентный специалист может начать все заново, вернувшись к исходному навыку и переосмыслив его.
Перечень профессиональных компетенций – это список качеств, которыми сформирована компетенция. Если кого-то называют настоящим мастером, тем самым подтверждают владение полным списком компетенций, нужных в избранной сфере. Выделяют общекорпоративные и личностные компетенции, связанные со сферой управления и профессиональные. Можно делить их на блоки. Существует категория лидерства (затрагивающая способности управлять), класс креативности, основанный на личностных параметрах, и корпоративные компетенции, включающие все прочие. Такой подход к разделению на группы, как считают многие, упрощает понимание сути компетенции. Еще более упрощенно можно говорить, что все компетенции – профессиональные либо корпоративные.
А если детальнее?
Включенные в перечень профессиональных компетенций представляют собой требования, которые предъявляют к представителям именно этой сферы. Это навыки человека, его база знаний, его умения. Для разных должностей такие категории различаются. Компетенции необходимы для контроля конкретной работы, для должности, управления некоторыми сотрудниками. Профкомпетенции включают свойства, благодаря которым персона безупречно управляет другими людьми. Профкомпетенции руководящего персонала, подчиненных зачастую одинаковые (что хорошо заметно на примерах перечней профессиональных компетенций литературного редактора, врача, педагога и других специалистов в разных сферах). Это обусловлено тем, что лишь руководитель, хорошо ориентирующийся в практической работе подчиненных, способен адекватно управлять тем, что они делают, и тем, как они работают. Основная идея исследования компетенции – выявление профессионалов в некоторой группе.
Чтобы проанализировать текущий состав рабочего коллектива, нужно не только знать перечень профессиональных компетенций, но и оценить, в какой степени разные пункты присущи тем или иным гражданам. Чтобы выявить, какие компетенции нужны, следует составить специальную модель. Перечень необходимых компетенций рекомендовано делать для всякой важной должности. Одновременно устанавливают, насколько успешно человек должен владеть обозначенной категорией. Такая работа – это формирование должностного профиля. Закончив профилирование, приступают к оценке работников через тесты, опросы и кейсы. На основе полученных итогов умения, знания, навыки получают должную оценку, реальные компетенции – оппонентов в виде теоретически желаемых показателей.
Нюансы проверки
Просто зная полный список профессиональных компетенций для конкретной должности, руководитель не сможет сходу понять, насколько подходит работающий здесь человек своему месту. Для этого нужно организовать проверку. Есть несколько систем, но чаще всего прибегают к четырехбалльной системе оценки. Если не удалось установить компетенцию, если она отсутствует, оценивают пункт как 0. При наличии проблем знания, отсутствии навыков, при малых умениях оценивают компетентность в конкретном аспекте в единицу. При хорошем проявлении навыка, сформированных умениях, большом объеме знаний уровень – 2. Наконец, тройка положена, если оцениваемый проявил уровень компетенции сверх требуемого, он обладает мастерскими навыками и знаниями, умениями, понимает, что делает, мотивирован на дальнейшую деятельность.
Всякая компетенция начинается в прошлом, проявляется в текущий момент и располагает потенциалом. Допустимо измерить то, что имеется в настоящий момент. Полученные знания нужно сравнивать со стандартными для сферы. Чем выше положение человека в иерархической структуре компании, тем существеннее требования, строже относятся к соответствию корпоративным компетенциям при одновременном ослаблении ожиданий в аспекте профессиональных. Некоторые ошибочно считают: руководители – не профессионалы. Это заблуждение. Хороший руководитель лучше своего подчиненного ориентируется в нюансах, то есть фактически его профессиональные компетенции намного выше уровня, установленного как минимально необходимый. Профессиональные – те категории, за счет которых персона понимает особенности процессов, которые доверены ей в управление. Несмотря на сравнительно мягкие требования к соответствию списку профессиональных компетенций, персона, занимающая управляющую должность, обязана иметь превосходные качества, чтобы успешно управлять всеми работами.
О бухгалтерской работе
Рассмотренную в общих чертах выше тему можно проиллюстрировать примерами. В частности, довольно наглядна работа бухгалтеров. Перечень профессиональных компетенций бухгалтера в нашей стране определен в официальном порядке .Выпущен специальный документ, на который обязаны ориентироваться работодатели, подбирая штат для своего предприятия. Первая и базовая компетенция – принятие первичной документации для учета. Официальные бумаги документируют течение хозжизни предприятия. Чтобы справиться с задачей, нужно обладать навыками оформления первичной документации, уметь проверять бумаги, использовать программы на ПК для ведения учета. Задача бухгалтера – гарантировать сохранность документации до момента, когда ее передают архивному учреждению. Законодательство нашей державы регламентирует правила ведения бухучета в аспектах документооборота, а также контролирует архивное дело. Бухгалтер должен знать эти законы, иметь представление об ОКУД. Не менее важно работать с внутренней документацией распорядительного, организационного характера. Такая регламентирует, как должны составляться первичные документы, как их хранят и когда, в каком виде передают в архив.
В перечень профессиональных компетенций бухгалтера включены знания, умения, навыки работы с вычислительной, оргтехникой. Персона должна знать базы информатики. Не менее важный аспект – денежная оценка учетных объектов, формирование групп из фактов хозсуществования предприятия. Бухгалтер должен регистрировать данные, копить их, ведя двойные записи по максимально упрощенной системе, дабы избежать ошибок. Нужно пользоваться нормами стоимостного измерения учитываемых объектов, применять правила амортизационного начисления, определенные учетной политикой предприятия. В числе компетенций – составление бузхзаписей в соответствии с принятым планом. Нужно уметь калькулировать товарную себестоимость, формировать отчетные калькуляции, рассчитывать зарплату, пособия и иные положенные трудоустроенным выплаты. Среди компетенций – исчисление во внутренней национальной валюте цены активов, выраженной иностранными денежными символами. Нужно владеть базами законов о соцжизни, медобеспечении, страховании, пенсии, отношениях трудоустроенного и работодателя. Бухгалтер должен ориентироваться в общих чертах в законах, посвященных таможне, гражданским отношениям, налогам.
Что еще?
В перечень общих и профессиональных компетенций бухгалтера включено владение методиками учета трат на товары, практическое применение законов, посвященных обращению денег. Бухгалтер должен уметь применять методику калькулирования себестоимости. Его задача – вести внутреннюю организованную и распорядительную документацию, знать и применять нормы и правила стоимостного измерения учитываемых объектов.
Еще одна компетенция включает умение обобщить итоги хозжизни. В списке компетенций упоминают экономические основы, технологическую базу, особенности организации производственного и управленческого процессов применительно к конкретному предприятию. В рамках такой компетенции умениями бухгалтера считаются способности составлять справки, ответы по разнообразным запросам. Работник должен сопоставлять учетную информацию и информацию по счетам, проводить по итогам сопоставления учет, формировать анализ. Среди навыков – использование ПК и специализированных программ для ведения учетных операций.
О юристах
Не менее любопытен список профессиональных компетенций юриста. Из специализированных стандартов можно узнать, что персона, завершившая обучение по такому направлению, обязана владеть дисциплинами, на федеральном уровне установленными обязательными для такой специальности. Очень важна теоретическая подготовленность к работе. Юрист обязан безупречно владеть понятийным аппаратом, иметь отличные навыки ориентировки в новом информационном поле. Для юриста важна активная жизненная позиция. Важно относиться к своей работе творчески. Список компетенций включает безупречное владение компьютером на пользовательском уровне, а также способность пользоваться виртуальной паутиной и участвовать в проектах на ее просторах. Перечень включает владение иностранным языком, этикетом и правилами поведения в обществе.
Список профессиональных компетенций юриста включает владение речью как устной, так и при написании документации. Нужно излагать мысли ясно, грамотно, представлять позицию, поддерживая ее аргументами. Не менее значимые требования – представлять права, обязанности того, кто работает в качестве юриста. Это важно для самоопределения в избранной профессии. Юрист должен иметь достаточный объем знаний про здоровую жизнь, владеть процедурами ведения дела. Важна профессиональная этика. Для юриста очень важный навык – способность взять на себя ответственность за совершаемые на работе поступки. Не менее значимое качество – самокритичность.
А если детальнее?
Отмечается сходство перечня профессиональных компетенций экономиста и юриста. Эти лица должны быть ответственными, максимально исполнительными. Недопустимы пропуски, опоздания. Для экономистов и юристов одним из ключевых показателей дисциплинированности считается соблюдение установленных сроков исполнения некоторой задачи. Персона, желающая показать свое соответствие профессиональным требованиям, должна справляться с любыми заданиями четко и точно в срок. Для компетенции важны навыки работы регулярно, интенсивно, заинтересованно. Как правило, их будущие юристы и экономисты приобретают еще в период обучения в высшем учебном заведении, где преподаватель исполняет роль ключевого менеджера. Именно его задача – сформировать у слушателей навыки регулярной работы.
Еще одна компетенция – способность учиться самостоятельно. Проводились исследования, посвященные обновлению профессионального уровня человека. Установлено, что профессиональные компетенции наполовину теряются приблизительно за пару лет, в течение 5-7 исчезают полностью, если персона не учится, не получает новые навыки и способности собственными силами. Задача любого ответственного юриста и экономиста – непрерывно учиться, тем самым сохраняя свою конкурентоспособность на трудовом рынке.
Педагоги и преподаватели
Не менее любопытная тема – список профессиональных компетенций педагога, а также педагога, занимающегося кружками, в которых преподаются определенные навыки и умения несовершеннолетним. Всякий педагог обязан быть компетентными, создавать адекватные условия, дабы личность каждого ребенка развивалась. Если специалист занимается допобразованием, он должен быть компетентным в аспектах компенсаторной задачи своей сферы работы применительно к общему образовательному процессу. Такой педагог должен работать с детьми, учить их развиваться, ориентируясь на интересы, возраст, личные особенности слушателей. Для этого необходимо пользоваться разными формами, методами (включая интерактив), технологиями, разрешенными в рамках образования и воспитания в специализированном учреждении.
В перечень профессиональных компетенций педагога и специалиста по дополнительному образованию включена способность планировать итоги процесса, прогнозировать, чем закончится тот или иной период преподавания информации, навыков, умений. Задача учителей разных направлений – организовывать деятельность, учитывать особенности разных возрастов так, чтобы слушатели получали максимум знаний. Для дополнительного образования особенно важна организация социальных мероприятий, объединяющих разные группы учеников. Они направлены на реализацию творческих аспектов личностей. Предполагается привлечение не только детей, но и их семей, а также преподавательского состава учреждения.
Особенности дополнительного образования
Перечень компетенций для педагогов такой сферы предполагает способности определить творческий потенциал ребенка и воплотить его в реальность. Нужно следить за позитивными изменениями каждого из доверенных детей, поддерживать их. Особенное внимание педагог обязан уделять тем, кому свойственно девиантное поведение.
Реализация работы в соответствии с обозначенными компетенциями позволяет воспитать у детей качества личности, благодаря которым они будут понимать ценность разных людей и народностей. Дети получат эстетическое воспитание, им будет присуща твердая нравственность. Педагог формирует художественный вкус группы.
Специализированные педагоги
Любопытен перечень профессиональных компетенций тифлопедагога. Он включает способности психолого-педагогического сопровождения в различных учреждениях. В перечне упомянута реализация планов работы, направленной на развитие детей. Необходимо уметь разрабатывать программы развития, воспитания, адаптации детей к обществу. Тифлопедагог и педагог-психолог занимаются аспектами различной коррекции несовершеннолетних. Сотрудничая с основным преподавателем группы, такие люди должны разрабатывать учебные планы для отдельных детей в индивидуальном порядке, учитывая особенности слушателя. Перечень компетенций включает контроль результатов освоения общих программ, декларированных стандартами страны.
О руководителях
Стоит рассмотреть перечень профессиональных компетенций руководителя. Сюда включены способности мыслить стратегически, знать базы маркетинга, дабы успешно управлять фирмой. Нужно контролировать потоки денег, уметь инвестировать и правильно определять перспективные новые проекты. К компетенциям относится умение развить новое предложение, понимать информтехнологии и методы автоматизации работы, а также рыночные законы. Руководитель должен организовывать продажные процессы, маркетинг. Его задача – знать производство, разные аспекты деятельности фирмы. Среди перечня компетенций – управление работниками, деловое администрирование и ориентация в документации, которой регламентировано предпринимательство в нашей стране. Наконец, компетенции включают обеспечение безопасности и поддержание адекватного взаимодействия с социумом.
Сфера здоровья
Любопытен перечень профессиональных компетенций медсестры. Он включает владение методами, средствами и способами терапевтического ухода. Необходимо располагать достаточным объемом теоретических знаний в аспекте ухода за больными. Компетенции включают позволяющую получить актуальные сведения об инновационных подходах в выбранном направлении деятельности работу со специализированной литературой и компьютерной техникой. Медсестры должны ориентироваться в законах, приказах, которыми регламентировано сестринское дело.
Список профессиональных компетенций фармацевта включает оптовую и розничную реализацию лекарств для ветеринарии и использования человеком. Сюда входят навыки по подготовке помещения к работе, консультация клиента, отпуск товара. В перечне компетенций – оформление документации, декларирующей процедуру отпуска продукта. В области ответственности специалиста – приемочный контроль и обеспечение сохранности товара.