В обзоре речь пойдет о том, как произвести демонтаж радиаторов отопления? Сама батарея представляет собой секционный обогреватель из чугуна, стали или алюминия. Разборка узла может потребоваться для замены неисправных элементов или для наращивания и повышения эффективности обогрева.
С чего начать?
Демонтаж радиаторов отопления начинается со спуска рабочей жидкости из контура. Эту операцию не так просто сделать, как может показаться на первый взгляд. Сначала необходимо правильно подсоединить сливной шланг, после чего открыть кран. Если на этом этапе допустить ошибку, результатом станет затопление квартиры и соседей.
Если у вас автономное отопление, слить теплоноситель не составит особого труда. Во многом это связано с тем, что не потребуется специальных разрешений и согласования работ с соседями. Даже при возникновении непредвиденных обстоятельств больших проблем они не вызовут.
Этапы работ включают в себя следующее:
- Отключают нагревательный котел.
- Ждут полного остывания теплоносителя.
- Перекрывают арматуру подпитки холодной воды.
- Открывают предусмотренные атмосферные клапаны, которые должны непременно быть в указанных конструкциях.
- Подсоединяют шланг в самой нижней точке системы.
- Под вывод ставят подходящую по габаритам и объему емкость.
- Открывают кран для слива жидкости.
После того как весь теплоноситель выйдет из системы, можно приступать к замене или демонтажу радиаторов отопления. Все операции вполне можно осуществить самостоятельно, без участия специалистов.
Особенности
Осуществить демонтаж экрана радиатора отопления при наличии системы «теплый пол» несколько сложнее. При сливе теплоносителя к входному патрубку потребуется подсоединение компрессора, предназначенного для вытеснения жидкости под давлением. Если требуется замена только одной батареи, не обязательно выпускать хладагент из всей системы. Главное, чтобы на обрабатываемом элементе имелся специальный клапан. Это позволит извлечь жидкость из конкретного радиатора, без надобности демонтажа других приборов.
Специалисты рекомендуют заранее рассчитывать возможность сброса жидкости из отдельных секций, за счет установки необходимого количества клапанов и запорной арматуры. Во избежание проблем при сливе воды, необходимо заранее побеспокоиться о сосуде подходящего объема. В некоторых случаях жидкость выпускают непосредственно на улицу, используя длинный шланг.
Демонтаж радиаторов отопления в квартире
Слив теплоносителя в многоквартирном доме намного сложнее, чем в автономной системе. Перед разборкой и демонтажем радиатора потребуется освободить от воды весь стояк, обслуживающий квартиры по одной вертикали. Для этого необходимо согласовать действия с компанией, отвечающей за обслуживание теплосетей многоквартирного дома.
После получения соответствующего разрешения приступают к сливу воды, при этом учитывая, что жидкость сливается из отрезка сети, тогда как в частном доме эта процедура затрагивает всю систему. Процесс осуществляется по-разному, в зависимости от разновидности установленной арматуры.
Кран Маевского
При демонтаже старых радиаторов отопления с краном Маевского потребуется открутить ключ с пластиковой рукояткой либо использовать шлицевую отвертку. Остальная процедура состоит из таких этапов:
- Боковое отверстие на спускном клапане необходимо прикрыть, поскольку оно часто направлено в сторону стены. Грязная вода может ее просто запачкать.
- Затем под сливное отверстие ставят подходящую емкость, открывают винт до момента появления шипения, которое вскоре исчезнет.
- Далее выворачивают винт до момента появления воды из отверстия. Таким образом, часть воздуха уйдет вместе с жидкостью.
- При стабилизации струи клапан системы закручивают.
- К вентилю подключают шланг необходимой длины, чтобы его хватило до канализации.
- Открывают кран полностью для создания сильного внутреннего потока.
- При демонтаже чугунного радиатора отопления после откручивания гайки нужно следить за тем, чтобы прокладка не подтекала.
Если в конструкции не предусмотрена запорная арматура, работу лучше доверить профессионалам. Стоимость зависит от региона проживания и количества батарей. Например, демонтаж чугунного радиатора отопления (в руб.) обойдется в сумму около одной тысячи за каждый стояк. Если процедура проводится летом, стоимость будет на 20-25% дешевле.
Однотрубные системы
Несмотря на то что в многоквартирном доме провести манипуляции с батареями обогрева сложнее, чем в своем доме, не стоит «опускать руки». Проще всего разобрать систему с радиаторами нового типа, которые оборудованы с привлечением грамотных инженерных решений и коммуникаций, в которых имеется возможность слива хладагента из контурного блока, без затрагивания общего стояка.
Предварительно перекрывают запорные краны на входе радиаторов, прекращая подачу жидкости в некоторые участки системы, при этом циркуляция теплоносителя в целом не прекращается. Если конструкцией предусмотрены выпускные вентили, к ним подсоединяется шланг, через который спускается вода.
С однотрубными аналогами процесс выглядит несколько иначе. Для начала открывают запорный элемент на байпасе, используемый для замены частей контура. Только затем перекрывают краники с обеих сторон на радиаторе. После этого приступают к отсоединению батареи от отопительной системы. Стоит отметить, что данная процедура довольно шумная, поэтому время нужно выбирать соответствующее, а также предупредить соседей. После установки нового агрегата проверяют все прокладки и герметизируют стыки во избежание протечек.
Демонтаж радиаторов отопления нового типа
Соединение и разборка отдельных секций из биметалла или алюминия выполняется при помощи верхних и нижних ниппельных гаек. Последние элементы представляют собой кольцевые уплотнители с внешней резьбой по обоим торцам. Внутренняя часть детали оснащается специальным пазом, который служит для фиксации специального ключа радиаторного типа. Этот инструмент позволяет батареи смыкать или размыкать отдельные секции.
Перед самостоятельной разборкой алюминиевых агрегатов необходимо подготовить требуемый инструментарий и инвентарь. Основную роль в процессе будет играть ниппельный ключ. Приспособление представляет собой стальной прут длиной порядка 0,7 метра, на одном краю которого приваривают рабочий элемент размерами 24/40 мм, а со второй стороны делают сквозное отверстие. Стержень из металла дает возможность существенно упростить процесс раскручивания гаек
Самостоятельная разборка биметаллических батарей
У ключа для демонтажа радиаторов отопления предусмотрено несколько насечек, которые сделаны исходя из шага одной секции по ширине. Дальнейшие действия по самостоятельной разборке батареи осуществляются следующим образом:
- Определяют сторону, в какую нужно будет вращать ключ.
- Батарею на поверхности располагают таким образом, чтобы лицевая сторона была сверху. При этом левая резьба будет расположена слева, а правая, соответственно справа.
- В упрощенном варианте берут ниппель, надевая его поочередно с обеих сторон. Если не соблюдать сторонность, манипуляция чревата срывом резьбы и выходом секции из строя.
- На зарубежных аналогах заглушки и прочая арматура маркируются литерами S (левая) и D (правая).
Разборка правосторонней биметаллической батареи
В данном случае демонтаж экрана радиатора отопления выполняется по такой схеме:
- Ключ вставляют таким образом, чтобы рабочая часть («лопатка») вошла в отверстие сверху, с последующей фиксацией в специальном пазу.
- Приложив некое усилие, инструмент поворачивают против часовой стрелки до момента смещения гайки со своего места.
- Затем используют прут, о котором говорилось выше. Он помещается внутрь кольца ниппельного ключа. Такой рычаг даст возможность облегчить процесс, требующий немалой физической силы.
- После двух полных оборотов переходят на нижнюю часть батареи, повторяют операцию еще раз.
- Ключ заново фиксируется сверху, очередность действий продолжается до полного откручивания сегмента.
Такая последовательность позволяет свести к минимуму возможность перекосов по резьбе.
Сборка и наращивание секций
После работ по демонтажу радиаторов отопления потребуется сборка новых приспособлений. Биметаллические и алюминиевые модификации обрабатываются следующим образом:
- Секции размещают на идеально ровной площадке. Проверяют все резьбовые соединения и прокладки на предмет наличия сколов либо трещин.
- Все соединения очищают от загрязнений, используя для этого мелкозернистую наждачную бумагу. Если планируется наращивание батарей, торцы зачищаются до блеска.
- Торцовые части обезжиривают посредством бензина или растворителя. Прокладочные элементы промывают в мыльном составе.
- Секции соединяются путем надевания паронитового уплотнителя на ниппельную гайку. Детали приставляются с обеих сторон, ключ вставляют в верхнее отверстие и проворачивают 2-3 раза, не используя рычаг.
- Аналогичным методом проворачивают ниппельные гайки снизу. Нагрузка должна достичь степени стопора ключа, после чего он окончательно дотягивается с помощью рычага. Чрезмерных усилий не нужно прилагать, поскольку алюминий довольно мягкий, может повредиться по резьбе.
После демонтажа радиатора отопления монтаж нового блока выполняется по указанной схеме. На оставшееся отверстие ставят заглушку, а с обратной стороны – кран Маевского, служащий для стравливания излишков воздуха.
Обслуживание чугунных модификаций
В старых жилых помещениях нередко имеются чугунные батареи типа МС-140. Их сборка также осуществляется при помощи прокладочных уплотнителей и гаек ниппельного вида. Довольно непросто разобрать старые модели, так как в период длительной эксплуатации секции на соединениях прикипают из-за ржавчины. В подобных ситуациях пазы для ключей разъедаются хладагентом.
Кроме того, при демонтаже секций чугунных радиаторов отопления, следует помнить о внушительной массе используемого материала. Одна 12-элементная батарея будет иметь вес не менее 90 килограмм, в одиночку справиться с таким приспособлением весьма сложно. Для выполнения работ потребуется такой инструментарий:
- специальный ниппельный ключ;
- прибор для отвинчивания заглушек и футорок;
- маленькая кувалда, зубило;
- лампа паяльная;
- щетка со стальной основой;
- бруски из древесины, служащие для укладки радиатора на поверхность.
В качестве ключа выступает стержень из металла, который обладает круглой конфигурацией и сплющенный с одной стороны. Диаметр приспособления – 18-20 миллиметров. Сплющенная часть имеет толщину 6 мм, ее размеры – 28х40 мм. С противоположной стороны стержня приваривается кольцо, предназначенное для продевания рычага. Длина радиаторного ключа равняется половине длины 12-секционного радиатора плюс 300 миллиметров.
Возможные сложности
Рассоединить прикипевшие стыки между секциями иногда очень сложно. В некоторых случаях даже завидной физической силы оказывается недостаточно. В таких случаях для прогрева стыков применяют паяльную лампу либо строительный фен.
Последовательность действий по разборке чугунных радиаторов осуществляется по таким этапам:
- Материал прогревают до тех пор, пока не появится свечение малинового оттенка. Затем приступают к основным работам.
- Выворачивают заглушки.
- Ключ радиаторный подводят к верхней части батареи, головка инструмента должна оказаться на отсеке откручивания ниппельной гайки. С торца секции отмечают мелом круг размещения стрежня.
- Сплющенным концом инструмент вставляется в нижний внутренний паз. Затем ключ поворачивают в требуемом направлении, пока он не дойдет до оставленной метки.
Перед выполнением указанных манипуляций необходимо определиться с тем, в какую сторону проводить скручивание секций. Если в конструкции предусмотрена гайка ниппельной разновидности, ее поочередно накручивают на правом и левом торце, что позволяет вычислить направление оборотов ниппеля. Если движение по резьбе заметно, не обязательно выполнять полное скручивание сразу. Во избежание перекосов нужно верхний и нижний элемент по очереди проворачивать на один оборот.
В завершение
Подводя итог, можно отметить, что перед снятием и разборкой батареи следует правильно слить из системы теплоноситель. Кроме того, важно определиться с направлением вращения секций. Все манипуляции необходимо производить с осторожностью. При этом особых строительных навыков не требуется, нужны лишь подходящие инструменты, аккуратность и внимание. Если следовать указанным рекомендациям и соблюдать правила безопасности, рассматриваемую операцию вполне реально осуществить и самостоятельно. Тем же, кто не уверен в своих силах, лучше все же обратиться к профессионалам. Примечательно, что расценки на демонтаж радиаторов отопления в летнее время дешевле, да и отопление в этот период отключено, что существенно упрощает рабочий процесс.