В последнее время в системе образования все чаще можно встретить такой термин, как «открытое образование», или ОО. Именно поэтому стоит разобраться, какие же явления и понятия стоят за ним, что вкладывают в него ученые, практики и педагоги?
Объективность появления
Система открытого образования стала следствием процессов глобализации, демократизации и гуманизации общества. Именно они и позволили данной категории появиться в учебном процессе.
Открытое образование – это результат исторического эволюционного пути развития и становления информационной цивилизации. Оно же является неотъемлемой ее частью, не зависящей от проводимой государством политики в сфере обучения граждан.
Открытое образование – это наиболее рациональный синтез самых известных форм получения знаний, основанных на использовании телекоммуникационных и коммуникационных технологий. Данный процесс, который называется конвергенцией, носит закономерный и объективный характер. Подобная тенденция присуща явлениям и объектам реального мира, развивающимся в условиях информатизации. Особенно отчетливо ее можно наблюдать в развитии средств, с помощью которых становится реальным пользование информационными технологиями. Ярким примером тому служит компьютер. В нем объединены несвойственные для него функции приемника и телевизора. Кстати, последний также становится довольно сложным программируемым электронным устройством, которое по своему функционалу приближается к компьютеру. Исходя из этого можно предположить, что в будущем все имеющиеся формы получения образования перейдут в одну, которую назовут, например, виртуальной.
Необходимость ОО
Открытое образование – это одна из качественных характеристик современного учебного процесса. На сегодняшний день его использование является необходимым для общества. Ведь если еще пять десятилетий назад ценность представлял тот работник, который умел четко и по предоставляемым инструкциям выполнять типичные операции, то на сегодняшний день на первый план выходит тот специалист, который способен предложить созданный им нестандартный продукт. И это является необходимым условием успешной работы не только главы крупной корпорации, но и, например, повара в кафе. Любой сотрудник должен уметь проанализировать ситуацию в целом и найти оптимальное решение, которое будет наиболее эффективно для сложившейся ситуации. Помимо этого, работнику важно уметь проигрывать различные варианты развития событий и проводить их сравнение для принятия верных решений.
Еще одной причиной необходимости внедрения открытого образования является изменение отношения к игре. Ранее она считалась нужным, но при этом только детским занятием. Сегодня же применение игровых форм становится обычным делом для многих сообществ и профессий.
Открытое образование – это то, что позволяет современному школьнику и студенту общаться не только со своим одноклассником, соседом по дому или сверстником. С его помощью легко устанавливаются связи с учащимися, живущими в других странах. Поводом для такого общения становится единство увлечений и интересов. Такие сообщества существовали и раньше. Примером тому могут служить клубы шахмат и филателистов по переписке, сети радиолюбителей и т. д. Тем не менее мир продолжает глобализацию. И благодаря компьютерным технологиям участие в подобных сообществах становится делом более доступной.
Таким образом, в связи с произошедшими в человеческом обществе переменами система открытого образования является довольно актуальной. Ведь она позволяет включить учащегося в современные формы жизни и профессиональные практики.
Выполняемые задачи
Суть открытого образования заключена в том, что школьники и студенты получают возможность:
- Решать предлагаемые им реальные задачи.
- Ощущать ответственность.
- Экспериментировать с собственным статусом и социальной ролью.
- Проводить самостоятельное конструирование своих жизненных стратегий и мира познания, выделяя в нем этические и логические принципы, а также приоритеты и ценности.
На сегодняшний день организацию открытого образования считают дополнением к традиционному обучению. Тем не менее такая система имеет существенные отличия от секций, студий и кружков, которые дублируют школьные классноурочные занятия. ОО принимает формы сетевых клубов и сообществ, а также интенсивных погружений. При этом очень важно, что все это не пускается на самотек. Каждое из сетевых сообществ заранее проектируется и в дальнейшем управляется.
Структура
При изучении характеристики открытого образования становится понятным, что основной его единицей является программа обучения. Однако это не какой-либо план (поурочный или мероприятий). Программа обучения в сфере открытого образования является способом программирования событий, происходящих с его участником. Она ставит перед учащимся задачу, которая является одновременно и заданием, и образом того, что должно в результате с ними произойти. При этом школьнику или студенту предлагается сделать то, что до этих пор сделать было просто невозможно, или же придумать то, что пока еще никто не придумал. Подобное задание является открытым. Это позволяет выполнять его каждый раз по-новому.
Для открытого образовательного события понадобится и соответствующее пространство. Оно представляет собой интенсивные коммуникации, построение которых осуществляется вокруг одной темы. Это может быть общее культурное поле, общий круг музыки, фильмов, чтения и т. д., в котором школьник или студент понимает, что слушает. И смотрит он не для оценки, а ради того, чтобы выявить общий смысл предлагаемой информации.
В идеале размещается открытое образование на платформе страниц и сайтов в социальных сетях. При этом оно представляет собой систему информационных, педагогических и организационных технологий, в которых структурными и архитектурными решениями обеспечиваются протоколы и форматы, предназначенные для обмена информацией. Все они необходимы для обеспечения стабильности, интероперабельности и мобильности, эффективности, а также прочих положительных качеств элементов ОО.
Функционально система открытого образования включает в себя ряд подсистем. Среди них:
- Управление процессом обучения. Это функции, предназначенные для создания расписаний, учебных планов, учебно-методического обеспечения процесса получения знаний, а также их контроля.
- Административно-управленческая. С помощью этой подсистемы производится управление коллективами, ресурсами, контактами, проектами, а также осуществляется пополнение баз данных распоряжениями и приказами.
- Техническая. В этой подсистеме находится телекоммуникационное и офисное оборудование, консультационные и учебные аудитории, мультимедийные лаборатории и т. д.
- Кадровая. Ее функции состоят в формировании и ведении личных дел учащихся, преподавателей и сотрудников учреждения образования.
- Финансовая. Эта подсистема необходима для ведения бухгалтерского учета. В системе высшего открытого образования на нее возлагается задача по сопровождению договоров и проектов.
- Маркетинговая. Она особенно актуальна для открытого профессионального образования. Такая подсистема призвана выявлять потребности предприятий в специалистах, вести базы данных на их подготовку и осуществлять рекламную деятельность.
- Правовая. Необходима для юридического обеспечения договорной деятельности.
- Информационная. Задачи этой подсистемы обширны. Основной из них является информационное обеспечение проводимых занятий.
Принципы ОО
Подобная форма получения знаний применяется сравнительно недавно. Тем не менее проведенные по ее изучению исследования позволили сформулировать основные принципы открытого образования. Среди них:
- Личностно-ориентированное направление образовательных программ. Данный принцип учитывает образовательные потребности учеников и осуществляет маркетинговый подход к процессу получения знаний.
- Практическая направленность способов и содержания совместной деятельности. Здесь имеется в виду целостность и системность видов деятельности и учебного процесса.
- Проблемность обучения и его диалогический характер.
- Рефлексивность. Этот принцип выражается в осознании обучающимися способов и содержания деятельности, а также своих личностных изменений.
- Вариативность. Данный принцип заключен в разнообразии образовательных программ. Подаваемый ученикам материал должен отражать в себе различные точки зрения на поставленную проблему, а также множество вариантов ее решения.
- Поддерживающей мотивации.
- Модульно-блочный. Этот принцип касается организации содержания деятельности учащихся и образовательных программ.
В настоящее время все отчетливее становятся видны контуры всей системы национального открытого образования. Оно начинает рассматриваться как органичное и рациональное сочетание всех форм получения знаний, известных педагогической науке. При этом образовательно-информационные технологии и учебно-методическая база любого учебного заведения позволяют применять ОО вне зависимости от того, является ли весь процесс очным, заочным, дистанционным и т. д. В том случае, когда необходимый материал, а также все дидактические пособия оформлены в надлежащей форме и размещены в ПК, то не имеет значения, куда будут подаваться такие знания. Это может быть как одна аудитория, так и компьютер человека, находящегося за пределами не только города, но и страны.
Среди принципов открытого образования для высших учебных заведений выделяют также следующие:
- Возможность бесконкурсного поступления в вуз
- Самостоятельное планирование обучения, что позволяет сделать составление индивидуальной программы, выбранной из системы курсов.
- Возможность выбрать темп получения знаний и время, так как отсутствуют фиксированные сроки обучения.
- Возможность не посещать аудитории и учиться в том месте, где пожелаешь.
- Переход от движения к знаниям к обратному процессу, когда знания доставляются студенту.
- Свобода развития индивидуальности.
Принципы открытого образования (дистанционного)дополнительно заключены еще и в следующем:
- Интерактивности. Этот принцип отражает в себе особенности контактов, осуществляемых между преподавателями и студентами, а также обучающимися между собой.
- Деятельности. В этом случае рассматривается содержание материалов и организация процесса обучения. Все эти факторы должны быть выстроены таким образом, чтобы окружать основные виды деятельности учащихся и формировать при этом поддерживающую дружественную среду.
- Индивидуализации. Данный принцип состоит в оценке стартовых знаний, а также их входного и текущего контроля.
- Идентификации. Этот принцип заключен в контроле самостоятельного обучения.
- Регламентности. Учебный процесс подлежит жесткому контролю при его планировании, а также он должен быть открытым и гибким.
Любой системе, в том числе и открытому образованию муниципального уровня, присущ принцип незамкнутости. Он указывает на наличие обратной связи с внешней средой. Подобный принцип характерен для всех систем образования, в том числе и открытой. Особенно ярко проявляется этот принцип в период вступления человеческого общества в новую, информационную стадию своего развития. В случае ОО он позволяет поднять процесс получения знания до уровня социального творчества. Интегрируя в себе самое ценное из того, что было разработано наукой, открытое образование способно стать основой дальнейшего активного развития цивилизации.
Технологии ОО
Провести глобальные перемены в стране вряд ли удастся без модернизации системы образования и ее эффективного обновления и развития. Это и позволит воплотить принцип открытого образования. К сожалению, многими педагогами он понимается как подключение учебных заведений к сети Интернет и создание для учеников доступа к ПК, а также проведение базовой подготовки школьников и студентов по основным направлениям сферы применения коммуникационных и информационных технологий. Однако согласиться с этим можно только частично.
Конечно, платформу открытого образования составляет интернетизация учебных заведений. Тем не менее эта тема должна быть рассмотрена в более широком ее понимании. Ведь основной целью получения знаний в сфере ОО является возможность их использования в самых различных жизненных ситуациях, а также в умении принимать наиболее эффективные решения в случае возникновения тех или иных проблем. Для того чтобы успешно реализовать эти задачи, используют технологии открытого образования. Основные из них рассмотрим более подробно.
Дебаты
Это международная технология, цель которой — научить толерантности, а также уважительному отношению к различным взглядам собеседников и умению успешно работать в команде. Такая образовательная методика позволяет сформировать навыки партнерского общения и способность ученика концентрироваться на самой сути проблем, отстаивать свои идеи, находить необходимую информацию и превращать ее в аргументы.
Образовательная технология «Дебаты» возникла в 30-е годы прошлого века в США. На сегодняшний день она нашла свое широкое распространение и используется в школах и университетах более чем ста стран мира. Внешне такая технология представляет собой дискуссию, но только организована она в игровой форме. Участие в дебатах принимают две команды, состоящие из трех человек. Педагог предлагает им для обсуждения определенную тему. Во время проведения дискуссий происходит столкновение мнений, так как одна команда по условиям игры должна отстаивать определенный тезис, а другая — его отвергать.
Те школьники, которые были участниками дебатов, указывают на то, что программа позволила им приобрести качества, необходимые для достижения успеха. Такая технология открытого образования может быть применена как в школе, так и за ее пределами. Наличие в ней элементов соревнований позволяет стимулировать поисковую и творческую деятельность учеников, а также тщательную проработку изучаемого ими материала.
Развитие критического мышления через чтение и письмо
Эта одна из основных технологии открытого образования. Она, как и предыдущая, является универсальной. При ее применении может эффективно работать любой преподаватель-предметник с учащимися различных возрастов — от начальной школы и до студентов вузов.
Такая технология использует основы педагогической практики, опираясь на чтение и письмо, которые являются базовыми процессами любого вида получения знаний. Ее применение позволяет:
- решать одновременно задачи и обучения, и развития;
- гармонично сочетать имеющиеся у учеников навыки общения с навыками работы с текстовым материалом;
- формировать у обучающихся умение осваивать большие объемы информации.
Применение данной технологии предусматривает прохождение трех стадий – вызова, осмысления и рефлексии. Первая из них позволяет ученикам обобщить и актуализировать имеющиеся знания по предложенной теме. Она пробуждает интерес к ее изучению и мотивирует к получению знаний.
На стадии осмысления педагогом предлагается новая информация. Этот этап предполагает соотнесение услышанного с собственными знаниями.
На стадии рефлексии учащимся необходимо подвести итоги и выработать собственное отношение к изучаемому материалу. Одновременно с этим выявляется непознанная проблема или тема для дальнейшей работы. Она является новым вызовом. Проводится на стадии рефлексии и анализ процесса изучения всего материала. Эта технология открытого образования с успехом применяется не только в данной сфере, но и в любом учебном процессе.
Метод проектов
Рассмотренные выше основные технологии открытого образования являются продолжением традиций педагогических методик, с помощью которых в разное время производилась попытка преодоления границы между учебой и внеучебной деятельностью. Сделать это позволяет метод проектов. При его применении учащийся перестает формально усваивать знания. Он приобретает их при непосредственном планировании, а также выполнении неуклонно усложняющихся заданий.
Реализация метода проектов возможна с использованием двух направлений:
- Метода Дьюи. В тех школах, которые перешли на работу по этой технологии, отсутствуют постоянные учебные программы. Ученикам преподносятся лишь те знания, которые необходимы им для получения жизненного опыта. Помимо этого, у педагогов не существует разделения между учебной и внеучебной деятельностью. Они стремятся построить процесс получения знаний таким образом, чтобы работа учеников была организована в социальной среде в виде выполнения групповых проектов.
- Дальтон-план. Эту технологию можно назвать методом индивидуализированных проектов. При ее использовании учащиеся не связаны общей групповой или классной работой. Они вправе выбирать для себя занятия, а также очередность изучения учебных предметов. Предоставляется свобода и в использовании рабочего времени. Весь объем того учебного материала, который подлежит изучению в течение года, разбивается на подряды или месячные разделы. Они же, в свою очередь, распределены на ежедневные занятия. Перед началом учебного года ученики заключают с учителем своеобразный контракт, который предусматривает самостоятельную проработку того или иного задания в намеченное время. Проходить этот процесс может не только в школе, но и вне ее. Таким образом, ученики начинают работать по системе открытого образования.
Изменение педагогической системы
Использование принципов и технологий открытого образования приводит к преобразованиям процесса обучения. Педагогическая система при этом претерпевает следующие изменения:
- Логика научного познания перестает являться основой содержания процесса образования. Вместо нее на первый план выдвигаются профессиональные задачи. Благодаря этому открытое образование способствует осуществлению перехода от предметного принципа, используемого при построении учебного процесса, к интегрированным учебным курсам, позволяющим отражать целостную картину любой профессиональной деятельности.
- Происходит изменение характера самого знания. Критерий его получения – «под деятельность». Знания в системе ОО являются средством решения тех или иных профессиональных задач. Но при этом не стоит полагать, что в такой системе полностью исчезают фундаментальные умения. Они остаются, но при этом начинают соответствовать совсем иным критериям. Знания в такой системе получаются не впрок. Они даются исходя из реальных потребностей и проблем, возникающих в практической деятельности. Особую важность приобретают и методологические (универсальные) знания. С их помощью обучающийся способен оценивать будущее и прогнозировать его.
- Меняются требования к формам и методам организации процесса образования. На первый план выходят групповые и активные индивидуальные формы работы с предметным материалом.
Меняется тип деятельности, а также характер тех взаимоотношений, которые имеют место между преподавателями и студентами. Обучающийся становится полноценным субъектом учебного процесса, принимая участие в решениях не только учебно-профессиональных, но и своих профессиональных задач, которые он решает благодаря необходимой помощи преподавателя.
Для освоения системы ОО можно обратиться к ресурсу Центра открытого образования. Он оказывает онлайн-услуги по получению педагогами дополнительного образования.
Людмила Фролова
4 мая, 2019