Философы считают, что людям свойственны определенные способы познания окружающего мира. Именно то, какой вариант присущ человеку и определяет его склонности к конкретным занятиям, таланты, сказывается на темпераменте и характере, способствует укоренению каких-либо привычек.
Все существующие способы познания людьми окружающей среды условно разделяются на две крупных группы – рациональную и чувственную. Для каждой из них характерны собственные формы выражения и процессы протекания.
О специфике чувственного способа познания
К формам чувственного познания относятся действия, осуществляемые органами чувств. Именно в этом и заключается специфика данного способа получения информации из окружающей среды и ее усвоения.
Чувственное познание мира – самое раннее из всех существующих. Оно зародилось задолго до появления разумной жизнедеятельности и, соответственно, рациональных вариантов получения и усвоения информации из окружающей среды.
Что характерно для этого способа познания?
Этот вариант восприятия явлений окружающего мира нередко называют инстинктивным и эмпирическим. Столь широкий разброс наименований обусловлен тем, что к формам чувственного познания относятся не только проявления эмоционального плана, присущие всем людям, но и рефлекторные реакции свойственные животным.
Таким образом, в качестве основной характерной черты этого способа познания можно обозначить получение информации об окружающем мире на основе пережитых впечатлений и обретенного в процессе жизнедеятельности опыта, как положительного, так и отрицательного.
Если же вести речь только о людях, то к формам чувственного познания относится суждение, характеризующее их следующим образом – человек опирается при освоении окружающей среды на свои «базовые» органы, эмоциональные впечатления. Иными словами, в получении информации и принятии решений люди руководствуются иррациональной, чувственной стороной своей натуры.
Как осуществляется процесс чувственного познания?
К основным формам чувственного познания относится деятельность, осуществляемая органами человеческого тела, отвечающими за принятие информации извне и взаимодействие с окружающим миром. Иными словами, то, что люди видят, слышат или ощущают, как раз и является процессом, характерным для данного способа познания.
Процесс чувственного познания исключает логический анализ или же додумывание произошедшего. Это означает, что если человек обжегся, он усвоит и запомнит то, что прикасаться к пламени нельзя. Но не станет анализировать то, по каким причинам с ним случилось несчастье и додумывать, каким образом можно прикоснуться к огню, не получив при этом травму.
Какие формы присущи этому способу познания?
Какие формы относятся к чувственному познанию мира? Конечно же те, которые напрямую взаимосвязаны с деятельностью органов чувств. Важным нюансом является то, что характерные для данного способа познания окружающей среды формы не включают в себя рациональную мыслительную деятельность и свойственные ей элементы.
К формам чувственного познания относятся:
-
- ощущения;
- представления;
- восприятия.
Разумеется, каждая из этих форм взаимосвязана с остальными. Более того, все они имеют собственные подформы, а также являются не только инструментами, с помощью которых люди получают информацию из окружающего мира, но и показателями, отражающими степень его познания.
Что понимается под основными формами?
К формам чувственного познания относятся иррациональные проявления человеческой натуры, находящиеся между собой в круговой взаимосвязи. Иными словами, каждое из этих проявлений оказывает влияние и в некотором смысле формирует другое. По этой причине данные формы зачастую рассматриваются вместе, как составляющие единого целого.
Под ощущением понимается самая первая форма, запускающая механизмы чувственного познания. Ощущению неизменно сопутствует восприятие при помощи органов чувств характеристик предмета или явления, и получение представления о нем.
К примеру, человек видит плод. При этом он воспринимает его форменную конфигурацию, цвет. В результате осмотра у человека складывается представление о плоде и возникает желание его скушать, либо обойти стороной. Этот пример применим не только для характеристики процесса чувственного познания незнакомых людям предметов или же явлений. При посещении супермаркета современный человек в своем выборе продуктов задействует именно чувственные формы познания мира.
Под восприятием понимается вторая форма чувственного познания окружающей среды. Вторым его принято считать потому, что оно складывается на основе полученных человеком ощущений. Под ним понимается завершенный образ предмета или явления, возникающий в голове человека вследствие пережитого опыта, контакта или иного вида взаимодействия.
Источник