Среднестатистическая семья тратит на оплату коммунальных услуг существенную долю ежемесячных доходов и в столичных регионах – Москве и Питере, и в других городах России. При этом далеко не все собственники и наниматели жилых помещений в курсе, что в общую сумму платежа включены определенные ремонтные работы, которые должны осуществляться управляющей компанией безвозмездно по требованию квартиросъемщиков. О своих правах стоит знать, чтобы не тратить лишних денег и не спускать с рук нерадивым коммунальщикам пренебрежение их прямыми обязанностями.
За что в доме отвечает управляющая компания
Законодательство в данной сфере не слишком совершенно – даже юристы расходятся во мнениях. Однако права жильцов закреплены в статьях 65, 66, 67 и 161 Жилищного кодекса РФ, а также разъяснены в Письме Министерства регионального развития РФ №16273-СК/07 от 04.09.2007 года. Более того, есть решения Верховного суда, в которых указано, что в ведении и под ответственностью управляющих компаний находится общедомовое имущество, а именно:
- водопроводные трубы – стояки на участке до входного запорного вентиля;
- системы газоснабжения – до запорного крана;
- элементы централизованных отопительных систем в виде стояков, радиаторов, регулирующих вентилей и приборов учета теплоэнергии;
- оборудование электросети – проводка в подъездах, шкафы и распределительные щитки, электросчетчики.
Рамки ответственности управляющих компаний оговариваются в договорах с владельцами жилья в многоквартирных домах.
Одним словом, управляющая компания несет ответственность за все, что невозможно подключить, отключить или отремонтировать непосредственно из квартир – за общедомовое имущество.
Ремонтные работы, которые службами ЖКХ осуществляются жильцам на безвозмездной и платной основе
Работники управляющих компаний бесплатно устраняют последствия общих аварий, поломки разного рода, случившиеся в подъездах, подвалах и на чердаках, неисправности стояков, меняют запорные вентили и прочие механизмы внутри квартир, если от этих объектов зависит нормальная эксплуатация жилого задания в целом.
За дополнительную к квартплате оплату коммунальщики произведут ремонт:
- индивидуальных счетчиков учета газа, воды и электричества;
- бытовых приборов – плит, варочных панелей, газового оборудования;
- сантехники – кранов, смесителей, унитазов, душевых кабин;
- труб на отрезках после входных вентилей, перекрывающих всю воду;
- квартирных домофонов;
- электрооборудования.
Таким образом, на ответственности квартиросъемщиков находится то, что можно поменять и починить самостоятельно внутри жилья – без отключения общих коммуникаций: эти работы придется оплачивать.
Как быть, если в управляющей компании необоснованно отказывают в бесплатном ремонте
В принципе, такая ситуация может возникнуть не из-за отказа коммунальщиков исполнять свои обязанности, а из-за недостатка мастеров. Чтобы о вашей заявке не забыли и выполнили ее в нормальные, а не затянутые сроки, нужно подать письменное заявление о ремонте и попросить в управляющей конторе поставить на него входящий номер и дату приема.
Если коммунальщики не произведут ремонтные работы в установленном порядке, пожаловаться можно в несколько инстанций, к которым относятся:
- Роспотребнадзор, осуществляющий контроль качества услуг;
- госжилинспекция;
- прокуратура;
- исполнительные власти региона и администрация населенного пункта или района города.
Не лишним будет привлечь соседей для составления коллективной жалобы и обратиться в местные СМИ.
В крайнем случае, во избежание, к примеру, аварий с затоплением соседей, срочный ремонт, который обязана сделать управляющая компания, можно сделать самостоятельно, а затем предъявить ей счет-претензию. В большинстве случаев коммунальщики идут навстречу и просто делают зачет в счет квартплаты.