Главная / ЖИЗНЬ / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / Образование / История / Самолет стелс, сбитый в Югославии: факты истории

Самолет стелс, сбитый в Югославии: факты истории

В марте 1999 года, на третий день бомбардировок Югославии коалицией сил НАТО, ВВС США получили чувствительную оплеуху: ПВО Югославии сбила самолет стелс – истребитель-невидимку Lockheed F-117 Nighththawk. За 26 лет эксплуатации с 1983 года до снятия с вооружения в 2008 году ни один другой F-117 не был потерян в бою с противником.

Вооружение сторон: ВВС НАТО и ПВО Югославии

С самого начала военно-воздушные силы НАТО обладали полным превосходством. Югославские силы ПВО были неустрашимы в попытках защитить воздушное пространство страны с помощью ракет класса «земля-воздух». Но общая ситуация была такова, что не расчеты ПВО охотились за самолетами противника, а самолеты НАТО с помощью средств радиолокационной разведки уничтожали противо-воздушную оборону страны.

В авангарде натовских ударов были истребители F-117 Nighththawks с их высокотехнологичной малозаметной стелс-технологией. Многие из пилотов были ветеранами войны в Персидском заливе.

Югославская армия была вооружена советскими зенитно-ракетными комплексами третьего поколения, разработанными в 60-х и 70-х годах. До 27 марта 1999г считалось, что они не способны обнаружить и атаковать F-117As.

Технология стелс

По иронии судьбы, основой странной с точки зрения аэродинамики формы самолета стелс, сбитого в Югославии, стали исследования советского ученого Петра Яковлевича Уфимцева о дифракции радиоволн. Если проще, то о том, как можно охарактеризовать отражательные свойства любой произвольной формы. На Родине его труды не нашли практического применения, а на Западе сразу увидели потенциал для совершенствования вооружений.

Самолет-невидимка F-117 изготовлен в технике «фасеточный стелс». Фюзеляж самолета и несущие плоскости сформированы способом, напоминающим огранку алмаза. В самолете отсутствуют вертикальные и изогнутые плоскости. Чем больше количество расположенных под различным углом поверхностей, тем менее заметен самолет на экране радара.

Дополнительная противолокационная защита

Сбитый в Югославии стелс был покрыт специальной краской на основе феррита, поглощающей излучение радиоволн радара. Это покрытие требует тщательного ухода, даже небольшие царапины существенно ухудшают стелс-характеристики самолета.

В конструкции предусмотрена схема охлаждения воздуха из двигателей, для снижения излучения в инфракрасном диапазоне. Все вооружение находится внутри самолета, внешних пилонов и подвесок нет.

Любое искажение формы самолета, даже конденсация воды или намерзание льда на поверхности, открывание дверей бомболюка нарушает скрытность «Ночного Ястреба».

Но самый серьезный недостаток распиаренного самолета-невидимки в том, что форма, которая работает для одного набора радиочастот, не обязательно будет работать для другого.

Полковник Золтан Дани

Командир югославской ракетной батареи был решительным, умным и технически грамотным офицером-ракетчиком. Еще до начала операции НАТО в Югославии под иезуитским названием «Милосердный Ангел», Золтан изучил все, что смог найти о технологии «стелс», и понял, что самолет-невидимка F-117 не был действительно невидимым для радара. Его просто было очень трудно обнаружить.

Скрытность – это не то же самое, что невидимость. И Золтан Дани начал искать решение проблемы. Профессиональный интерес, ничего личного.

Стелс обнаружен

Смекалистый офицер понял, что современный самолет разрабатывался с учетом возможностей коротко метровых радаров, принятых на вооружение сил ПВО странами Варшавского договора в восьмидесятых годах. И когда в небе над Югославией и родной Сербией начали летать «Ночные Ястребы», он перенастроил радиолокационную систему своего зенитно-ракетного комплекса С-125 «Нева» на использование радиоволн метрового диапазона. Через несколько дней офицер получил подтверждение своим догадкам. Он не ошибся.

По словам Золтана, когда им удалось навести радар на цель, изображение было анемично-инфантильным, а не четким и резким, но вполне годилось для идентификации объекта и отслеживания цели. Золтан знал, что некачественный радиосигнал приведет к снижению точности системы самонаведения ракеты, и применил предохранители боеголовок, приспособленные для учета этого недостатка.

Подготовка к охоте на «Ночного Ястреба»

Осознать, что стелс – это не абсолютное технологическое чудо, которое невозможно уничтожить в принципе, было только половиной дела. Как опытный военнослужащий, Золтан Дани использовал все доступные средства, чтобы повысить шансы на успех в поединке с самолетом-невидимкой.

По приказу командира расчета радар включался на короткое время, исчисляемое буквально десятками секунд. После каждого включения зенитно-ракетный комплекс немедленно перемещался на новую позицию. Это не позволяло натовской разведке вычислить их координаты и уничтожить батарею. При отсутствии данных о местонахождении комплекса НАТО также лишалось возможности предупредить пилота об опасности или скорректировать маршрут полета.

Золтан умело использовал недочеты в организации боевых вылетов со стороны натовского командования. Уверенные в летных и «невидимых» характеристиках сбитого в Югославии стелс-истребителя F-117, американские военные при организации полетов игнорировали все другие меры предосторожности. Все первые дни войны маршрут полетов и схемы атаки «Ночных ястребов» оставались неизменными.

Для ракетчиков это стало одной из составляющих успешной атаки. Дальность и точность обнаружения цели перенастроенных на метровый диапазон радаров была недостаточной. Имеющиеся сведения о маршруте полета «Ночного ястреба» позволила командиру выбрать оптимальную позицию для зенитно-ракетного комплекса перед атакой.

Третьей составляющей успеха стала сеть информаторов. Золтан использовал своих людей в Италии, которые информировали его о времени вылета и типах самолетов, отправляющихся на задание с натовской авиабазы. Сербы из приграничных районов сообщали ему о времени пересечения границы вражескими самолетами. Владея такой информацией, расчет ЗРК комплекса мог включить радар в наиболее подходящее время и быстро обнаружить цель.

Цель поражена!

Расчет зенитного ракетного комплекса С-125 «Нева» смог успешно отследить и прицелиться в совершавший вылет самолет в ночь на 27 марта. За штурвалом «Ночного Ястреба» находился ветеран операции «Буря в пустыне» Дейл Зелко. Он не придавал значения поступающим от АСУ «Ночного Ястреба» сигналам о радиолокационной активности. Ас был уверен, что никакой сигнал не может вернуться к наблюдателю, и чувствовал себя совершенно невидимым и непобедимым.

Самолет был обстрелян двумя ракетами. Выпущенные с расстояния всего 13 километров, они не оставили маломаневренному суперсовременному «Ночному Ястребу» никаких шансов на спасение.

Пилот сбитого в Югославии стелс сумел катапультироваться. Дейл Зелко через несколько часов был найден вертолетами поисково-спасательной операции ВВС НАТО и эвакуирован из Сербии.

Реакция Пентагона

Военный истеблишмент НАТО был шокирован. Сбили стелс над Югославией? Чем? Допотопной советской ракетой? В это не мог поверить никто.

В компьютерных играх с изобретением новейшего вооружения старое тут же отказывает и становится бесполезным. В реальном мире оружие, разработанное в 1960-х годах, способно поражать и последние модели.

28 марта Пентагон официально подтвердил потерю самолета F-117 в Югославии без объяснения причин.

Обломки самолета-невидимки стелс, сбитого в Югославии, и ЗРК С-125 «Нева» хранятся в Военном музее в Белграде.

Olga Lans
30 апреля, 2019

Источник

Оставить комментарий