Любые компании или предприятия, будь они частными или государственными, всегда заинтересованы в повышении квалификации собственных сотрудников. Обычно с персоналом проводится какая-либо из трех основных программ. Это может быть одна из форм повышения квалификации или же начальная подготовка и переподготовка кадров. Каждый из вариантов преследует определенную цель.
Переподготовка и повышение квалификации
Многие люди совершенно не видят какой-либо разницы между данными процессами. Действительно, у методов обучения на переподготовке и повышении квалификации в центре, который на этом специализируется, можно найти немало общих моментов. Оба процесса, так или иначе, направлены на совершенствование и развитие навыков у сотрудников. Однако на переподготовке человек может получить также и новую профессию или специальность.
При повышении квалификации персонал усовершенствует определенные знания и навыки, которыми уже обладает. Повышается уровень некоторых умений, что позволяет человеку лучше соответствовать занимаемой им должности или же продвинуться на более высокую позицию, то есть подняться по карьерной лестнице. Еще одно различие наблюдается в стандартных сроках на обучение. Так, для переподготовки обычное количество академических часов составляет от 500 до 1000, а для повышения квалификации диапазон уменьшается до 72-100 академических часов.
Выбор подходящего учебного заведения
Всего можно выделить три типа образовательных учреждений, оказывающих подобные услуги. К ним в первую очередь относятся региональные и отраслевые институты. Пройти обучение можно в центрах или школах повышения квалификации, а также в специальных академиях. К последним можно причислить те, которые не выдают дипломы о высшем образовании. Кроме того, каждый из приведенных типов учебных заведений должен иметь действующую лицензию, которая дает право на проведение курсов по повышению квалификации. Форма же бывает как очной, так и вечерней, что в основном зависит от требований руководства компании и возможностей института.
Однако в некоторых случаях учебное заведение может вовсе не иметь соответствующей лицензии. Повышение квалификации персонала таким образом допускается при проведении единовременных семинаров, лекций или стажировок. Следует учесть, что по их завершении участники не получают каких-либо дипломов, справок или иных выписок. Если таковые и имеются, то носят чисто символический характер. Также персонал может пройти обучение у специалиста, который может подтвердить свой опыт и стаж необходимыми бумагами.
Основные формы повышения квалификации
Различия между разными формами могут заключаться в определенных критериях, к примеру, в уровне связи с реальной практической деятельностью, конкретной целевой группе или методе организации процесса обучения. Всего можно выделить четыре основных вида, перечисленных в списке ниже.
- По необходимости отрыва сотрудника от рабочего места. Наиболее плодотворная подготовка происходит при совмещении обоих вариантов.
- По приоритетным целевым группам сотрудников. Программа проводится для управленческого отдела или всего персонала компании. Иногда проходят так называемые открытые курсы, на которых приобрести определенные знания и навыки могут даже семьи сотрудников.
- По степени организованности процесса. В данном случае подразумевается, что форма обучения при повышении квалификации может быть самостоятельной, индивидуальной или групповой.
- По месту пребывания. Обучение подразделяется на внутрифирменное и внешнее за пределами компании. Руководство нередко предпочитает именно первый вариант, потому как за счет этого можно сократить соответствующие статьи расходов и повысить общий корпоративный дух персонала.
Институт для высших управленческих кадров
В качестве примера подобного заведения можно привести Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Учебный процесс может быть направлен на профессиональную переподготовку или повышение квалификации. В первом случае на курсы записывают государственных служащих со средним или высшим образованием. В Трудовом кодексе РФ имеется пункт о том, что такие обеспечивающие специалисты и руководители имеют право на профессиональную переподготовку. Среди основных курсов следует отметить базовый, функциональный и специальный.
Формы повышения квалификации руководителей в РАНХиГС в целом аналогичны программам в других институтах, оказывающих такие же услуги для высших управленцев. Общий характер курсов зависит от конкретных специальностей целевой аудитории: он может быть краткосрочным или долгосрочным, научным или практическим. Допускается очный, заочный, вечерний и дистанционный формат обучения. Руководство компании может договориться с лекторами из института о наиболее удобном времени посещения в целях успешного совмещения выбранной формы с основной деятельностью.
Актуальные формы для педагогов
В целом выделяется два основных варианта, применение которых позволяет поднять уровень компетенции учителей, преподавателей и иных сотрудников в данной отрасли. Эти формы повышения квалификации педагогических кадров включают в себя самообразование и внешнее организованное профессиональное обучение. Суть первого заключается в самостоятельном совершенствовании навыков и компетенций. Процесс самообразования происходит на протяжении всего периода практической деятельности преподавателя.
Внешнее организованное профессиональное обучение включает несколько основных элементов, приведенных ниже:
- стажировка и курсовая переподготовка;
- долгосрочные курсы с длительностью более 72 часов;
- накопительная система повышения квалификации;
- составление плана индивидуальных занятий для саморазвития в отрасли;
- краткосрочные курсы с длительностью не более 72 часов;
- конкурсы профессионального мастерства, научно-практические конференции, мастер-классы;
- дистанционные курсы повышения общего уровня квалификации.
Повышение квалификации в медицине
Если рассматривать практическую часть этой области, то вопрос о необходимости совершенствования навыков врачей в той или иной форме подвергается регулированию на государственном уровне. Не так давно отмененный закон 2012 года требовал регулярного прохождения определенных курсов один раз через каждые пять лет. Теперь же студенты после получения диплома уже работают врачами первого звена. Лишь после трех лет на посту в качестве педиатра или терапевта они могут подать заявление в ординатуру и получить более узкую специализацию.
Самостоятельное обучение в рамках курсов повышения квалификации для врачей производится в различных центрах. Организация самих образовательных программ делается с учетом всех требований к специалистам с высшим или средним образованием. Выпускникам после успешного прохождения курсов обычно предоставляются соответствующие сертификаты и свидетельства.
Какие документы могут быть выданы
В первую очередь данный момент зависит от того, где происходил процесс повышения квалификации или переподготовки. В институтах могут выдать различные дипломы, свидетельства или удостоверения. Эти документы подтверждают присвоение сотруднику определенной квалификации, рабочего разряда, класса или категории.
В пункте под номером 28 Типового положения образовательного учреждения упоминается также о том, что такое заведение с лицензированной деятельностью обязано выдать успешно окончившим какую-либо программу студентам определенный набор подтверждающих этот факт бумаг. Среди таких следует отметить диплом о присвоении квалификации при прохождении курсов с общей длительностью более 1000 академических часов или свидетельство о повышении квалификации для тех, кто обучался более 100 часов, а при завершении краткосрочной программы сотруднику выдадут удостоверение о повышении квалификации.
Как отправляют на обучение
Подобные планы ежегодно разрабатываются работодателем. У каждого сотрудника должны быть какие-то предпосылки к тому, чтобы он был направлен на одну из форм повышения квалификации. Заключение договора и выбор формата обучения полностью ложатся на плечи руководителя. В свою очередь, с каждым сотрудником заключается специальный ученический договор, который является дополнением к трудовому.
После работодатель издает официальный приказ со всеми необходимыми обоснованиями. Также руководитель должен указать тот факт, был ли сотрудник направлен по его решению или же подал заявление на повышение квалификации по собственному желанию.
Применение инновационных методик
Стандартный набор применяемых форм включает в себя лекции, семинары, консультации и практические занятия. Однако специалисты активно ищут новые способы, которые могли бы быть более эффективными. Среди прочих отраслей особое внимание в плане применения инновационных форм повышения квалификации уделяется образовательной. Для педагогов сегодня предлагаются разнообразные видеолекции, диспуты, дискуссии, методы кейсов, творческие презентации и отчеты, а также рефлексивное наблюдение в сочетании с активной практикой.