Дионисий был одним из величайших русских иконописцев конца XV — начала XVI века. Он работал в сложный переходный период, когда в русской иконописи стали проявляться элементы Возрождения, хотя еще сохраняли силу традиции средневековья. Дионисий сумел органично соединить древнерусскую иконописную школу с новыми веяниями в искусстве. Его иконы поражают глубиной философской мысли, продуманностью композиции, тонким пониманием цвета.
Дионисий оставил после себя не так много подписных произведений, но каждое из них — настоящий шедевр. Своим творчеством Дионисий подвел черту под развитием средневековой русской иконописи и открыл путь для новых веяний. Его наследие оказало огромное влияние на последующие поколения художников. Рассмотрим подробнее самые известные работы Дионисия — истинные жемчужины русского искусства.
Уникальная икона «Распятие»
Икона «Распятие» кисти великого русского иконописца Дионисия считается одним из шедевров искусства Древней Руси. Это произведение отличается глубоким символизмом и сложной композицией, в которой соединились традиции древнерусской иконописи и новаторский подход автора.
На иконе изображен центральный момент христианской истории — Распятие Иисуса Христа. Однако Дионисий передает не только страдание и смерть Спасителя, но и Его грядущее Воскресение. Вся композиция построена по вертикали — от страдающего Христа к небесам, символизируя духовный подъем от земного к божественному.
Фигура распятого Христа вытянута и как бы парит над землей, устремляясь ввысь. Его окружает многоярусная «слава» — изображение сил небесных. Внизу темнеет бездна ада. Таким образом, пространство иконы разделено на три части: ад, земной мир и рай, соединенные вертикалью Креста.
Несмотря на трагизм сцены, общее впечатление от иконы светлое и радостное. Страдание Христа предвещает Его Воскресение и спасение рода человеческого. Икона Дионисия глубоко символична и многозначна, это настоящий богословский трактат в красках.
«Распятие» Дионисия отличается гармоничностью цветовой гаммы и композиционным мастерством. Благодаря тонким нюансам автору удалось достичь особой духовности и возвышенности в передаче Евангельского сюжета. Эта икона по праву считается одним из высочайших достижений русской иконописи«. «иконы дионисия» (1) раз.
Икона «Распятие» Дионисия — уникальное произведение, которое поражает зрителя глубиной символики, сложностью композиции и высоким мастерством исполнения. Это подлинный шедевр древнерусской живописи, в котором видение художника возвысилось до уровня высокого богословия.
Новаторская «Богоматерь Одигитрия»
Икона «Богоматерь Одигитрия» кисти Дионисия представляет собой один из шедевров русской иконописи. Несмотря на то, что сюжет икон этого типа традиционен, Дионисий сумел вдохнуть в него новое прочтение. На иконе изображена Богородица с младенцем Иисусом. Мария показывает рукой на сына как на Спасителя мира. Ее фигура решена в традициях византийской иконографии — строго, царственно, даже с оттенком холодности и отстраненности.
Однако Дионисий вносит в этот традиционный образ ряд новшеств. Богородица в его исполнении монументальна и величава. Золотой оклад ее головного покрывала напоминает корону. Красный мафорий образует некое подобие царского трона. Такими деталями Дионисий подчеркивает царственное величие Богоматери. Ее фигура полна внутренней энергии, несмотря на статичную позу. Лик Марии суров и сосредоточен.
Интересной особенностью является то, что младенец Иисус изображен не повернутым к Богоматери, как обычно, а благословляющим ее. Этот необычный жест подчеркивает божественную природу Христа. В целом икона Дионисия отличается особой торжественностью и строгостью. Богоматерь предстает здесь как Царица Небесная, а не просто заботливая мать. Такое прочтение традиционного сюжета было во многом новаторским для своего времени.
Дионисий добивается впечатляющего эффекта за счет тщательно продуманных деталей: особого рисунка складок одежды, поз и жестов, нюансов цветовой гаммы. Так, несмотря на кажущуюся статичность, образы наполнены внутренней энергией и духовной силой. Благодаря новаторскому подходу Дионисия, икона «Богоматерь Одигитрия» приобрела особое звучание. Художнику удалось в традиционном сюжете выразить глубокие богословские идеи, связанные с ролью Богородицы. Это одна из лучших икон такого типа в русской иконописи«.»иконы дионисия» (2)
Икона «Богоматерь Одигитрия» Дионисия отличается оригинальным прочтением традиционного сюжета. Благодаря мастерству автора образ Богоматери предстает здесь во всем величии и духовной силе. Это новаторское произведение занимает особое место в наследии великого русского иконописца.
Мудрое сочетание традиций в «Спасе в силах»
«Спас в силах» — одна из самых известных икон кисти Дионисия. Это изображение Христа в окружении ангелов, символизирующих небесные силы. Композиция иконы во многом повторяет «Спаса в силах» кисти Андрея Рублева, но содержит и оригинальные черты. В иконе Дионисия, как и у Рублева, Христос предстает во всем величии, окруженный мандорлой — сиянием Божественной славы. Его фигура строга и торжественна, лик сосредоточен. Жест благословляющей руки подчеркивает духовную власть Спасителя.
В отличие от Рублева, Дионисий несколько сжимает пространство «славы», приближая ангелов к центральной фигуре. Композиция становится более лаконичной и целостной. Меняются также некоторые пропорции и детали. Главное отличие состоит в общем колористическом строе. Если у Рублева преобладают нежные голубые и розовые тона, то Дионисий использует более насыщенную палитру с преобладанием зеленых, красных, золотистых оттенков.
Такое цветовое решение придает иконе особую торжественность и праздничность. Фигуры словно сотканы из драгоценных нитей и камней, что усиливает ощущение их неземной природы. Вместе с тем, икона Дионисия органично вписывается в традицию древнерусской иконописи и развивает ее. Монументальность и величие образа Христа перекликаются с лучшими византийскими образцами.
Сочетание устоявшихся композиционных решений с новым колористическим видением позволило Дионисию создать произведение, не утратившее связи с традицией, но внесшее в нее свежие краски. «Спас в силах» вошел в сокровищницу русской религиозной живописи как один из ее непревзойденных шедевров«.»иконы дионисия» (3) раз Таким образом, в иконе «Спас в силах» Дионисию удалось гармонично соединить традиционную иконографическую схему с новыми красками и настроением. Благодаря этому он создал поистине величественный образ Спасителя, раскрывающийся по-новому в контексте развития древнерусской живописи.
Величественные фрески Ферапонтова монастыря
Собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря Дионисий с двумя своими сыновьями расписывал, уже будучи глубоким стариком. Удивительно, что фрески, площадь которых 600 квадратных метров, сохранились полностью и никогда не поновлялись. «Ничего не исчезло из росписи монастыря, и молящиеся в рождественском храме в XXI веке видят то же, что видели в самом начале XVI-го».
- В арке Северного входа сохранилась надпись, гласящая, что роспись храма сделана иконником Дионисием «со своими чады» в 1502 году, и что заняла эта роспись 34 дня.
- Фрески Дионисия отличаются необычайным богатством тонов, мягкостью цветов, гармоничной согласованностью пропорций (в том числе с пропорциями и формой храма).
Росписи украшают не только интерьер, но и фасад храма, где изображен главный сюжет – «Рождество Богородицы». Таким образом, история жизни Богородицы начинается у входа в храм и продолжается внутри него. Изображены Дионисием и песнопения в честь Девы Марии – «О тебе радуется», «Похвала Богородице».
Все фрески этого храма объединены темой прославления Божьей Матери, ее милосердия и величия. Дионисий – мастер изображать фигуры, и даже прислужницы и нищие обретают у него царственную осанку.
Многозначная композиция «Сошествие во ад»
Сюжеты сошествия в ад и Воскресения тесно связаны, и в этой иконе они представлены оба. В окружении небесных сил, попирая ногами скрещенные врата ада и будто паря над его черной разверзтой бездной, стоит Христос. Он изводит обеими руками из открытых гробниц Адама и Еву.
Стоит Он на кресте – символе мученичества и победы, скорби и радости одновременно. Свет побеждает тьму, эта тема развивается в иконе очень подробно, так, что икона изобилует надписями, именующими все темные силы. Страсть, истление, горесть, отчаяние, ненависть, вражда, отчаяние – эти демоны пытаются пронзить красными копьями сияющую мандорлу Спасителя.
По обеим сторонам иконы – восставшие из мертвых. Вверху, между расступившихся скалистых гор, — ангелы, возносящие и славословящие голгофский крест. «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало», — поется в Триоди цветной. Эта икона празднует победу жизни над смертью.
В композиции «Сошествия во ад» Христос изображен в окружении сонма ангелов, попирающим ногами адские врата. Его фигура выполнена в духе поздней готики с вытянутыми пропорциями. Руками Спаситель изводит из ада прародителей Адама и Еву. Под ногами у Христа — перекрученные, сломанные врата ада. Этот мотив символизирует торжество Христа над адом и смертью.
Драматизм сюжета в иконе «Уверение Фомы»
Икона «Уверение Фомы» 1500 г. основывается на сюжете из Нового Завета: Фома, один из двенадцати апостолов, отсутствовал при первом явлении Христа по Его Воскресении хочет увериться в этом, «прикоснуться» к чуду. Не отворив дверей, явившись чудесным образом, Христос потребовал от Фомы дотронуться до ран, оставленных на его теле копьями.
В ответ Фома провозгласил свое исповедание веры: «Господь мой и Бог мой!». Благоговение, страх, восхищение – все передано в жесте и позе Фомы. Его рука потянулась за рукой Христа, а силуэт спины как бы продолжает линию, начало которой – абрис согнутой руки Христа. Фома – под Его рукой, под Его властью, под Его милостивым и понимающим взглядом.
Изящество «Петра и Алексия»
Дионисий – первый иконописец, «соединивший» в одной иконе митрополита Петра с митрополитом Алексием, хотя ни биографически, ни хронологически эти святые связаны не были. В его времена Петр уже давно чтился как первый митрополит московский, а Алексия канонизировали лишь недавно и считали «новым» чудотворцем.
Но Дионисий «рифмует» их иконы, создавая в них множество параллелей друг другу и перекличек. Фигуры и жесты митрополитов как бы повторяют друг друга, а клейма икон перекликаются: одинаковые моменты житий святых Дионисий опускает и оставляет то одному, то другому святому, заставляя зрителя, знакомого с житием, смотреть на обе иконы сразу.
В клеймах иконы Петра иконописец подчеркивает чудесное, сверхъестественное (видение матери Петра, предсказание победы в Царьграде, чудо при перенесении тела Петра в храм и другие), в клеймах же иконы Алексия, наоборот, убирает акцент с подобных чудес, перенося его на чудеса, совершенные самим святым. Этими приемами Дионисий подчеркивает преемственность духовной власти: от Петра к Алексию.
Символизм «Спаса Нерукотворного»
«Спас Нерукотворный» — один из самых почитаемых образов Христа в православной традиции. Согласно преданию, этот образ явился чудесным образом на убрусе, которым Христос вытер лицо, когда шел на Голгофу. Отпечатавшийся на ткани лик Спасителя стал первой иконой, «не сделанной руками».
В иконописи Дионисия образ «Спаса Нерукотворного» отличается особой одухотворенностью и умиротворенностью. Лик Христа исполнен кротости и сострадания. Взгляд его устремлен ввысь, словно Господь созерцает высший мир. Его глаза полуприкрыты, а лоб пересечен тонкими морщинами — знаком скорби о человеческих грехах.
Фон иконы заполнен традиционным для этого образа орнаментом из цветов и завитков. Они символизируют божественную благодать, нисходящую на верующих. Темный фон иконы усиливает сияние нимба вокруг головы Спасителя — знака его божественной славы и величия.
Гармония «Троицы»
Одним из шедевров Дионисия является икона «Троица». Ее композиция восходит к знаменитой «Троице» Андрея Рублева, но Дионисий вносит в нее свое видение этого сюжета. Композиционный центр иконы — три ангела, символизирующих лица Святой Троицы, сидящих за трапезой. Их фигуры объединены в гармоничную группу, что передает единство трех ипостасей Бога. Ангелы изображены в торжественных одеяниях, указывающих на их небесное происхождение.
В отличие от «Троицы» Рублева, в иконе Дионисия больше движения и динамики за счет разворота фигур ангелов и их живописных поз. Лики ангелов исполнены одухотворенности и сосредоточенности. Их взгляды обращены друг на друга, а руки совершают выразительные жесты в знак беседы. Фон иконы у Дионисия более насыщенный и декоративный. Мастер изображает горы, деревья, растения, символизирующие райский сад. Таким образом, «Троица» Дионисия — это гимн красоте Творца, явленной в творении.