Искусствоведы и любители, как правило, считают гравюру второстепенным видом искусства, ценность которого нельзя сравнить с величием архитектуры, живописи или скульптуры. Однако ее доступность и приверженность этому типу изображений некоторых из величайших художников Возрождения привели общественному признанию и популярности, которой по сей день пользуются средневековые гравюры. Фото различных музейных выставок, публичных и частных коллекций служит тому неопровержимым доказательством.
![](/wp-content/uploads/2020/02/1c7886b3bbe047eee354aa33c1596a10.jpg)
В шестнадцатом веке иллюстрированные книги пользовались большим спросом, будучи при этом предметами высочайшего искусства, храня на своих страницах работы таких мастеров как Альбрехт Дюрер и даже Рафаэль.
Типы гравюры
В искусстве под термином «гравюра» можно понимать не только финальный результат процесса. Это несколько двусмысленное понятие, которое относится как к типу материала, так и к методам исполнения и техникам. Таким образом, по типу материала гравюра как финальный результат может быть ксилографией или линогравюрой, а в зависимости от техники она может оказаться офортом, акватинтой, или меццо-тинто.
В свою очередь, есть и разделения на типы, которые относятся к способу печати определенного оттиска. Есть две известные процедуры – тиснение, или высокая печать, когда изображение получается благодаря высокому рельефу, полученному посредством вырезания изображения (ксилография и линогравюра) и глубокая гравировка на металле (офорт, акватинта, меццо-тинто).
Другим, более специфическим аспектом разделения гравюры на типы является применение агрессивных методов обработки, которые определяют технологию печати и считаются ручными методами. Например, обработка оттисков с помощью различных кислот или хлорного железа.
Существуют и другие технические методы гравировки, такие как механическая, фотохимическая, планографическая, буферизация и т. д., однако эти типы выходят за рамки гравюры, как произведения искусства.
История появления гравюры
![](/wp-content/uploads/2020/02/447730542587ed779fde66cc55fa4c0a.jpg)
За развитием гравюры можно наблюдать на протяжении пятнадцати веков. Ксилография или гравюра на дереве является самым ранним видом графического искусства. Впервые исторические источники упоминают ксилографию в Китае в шестом веке. Техники ксилографии использовались в Китае для печати марок и текста.
Древнейшая известная на сегодня гравюра датируется девятым веком, в то время как первая гравюра появилась в Европе лишь пять веков спустя.
С появлением гравюры, искусство стало доступно для более широкого слоя населения Европы. С появлением печатных станков средневековые гравюры стали печататься в книгах, которые издавались значительно большим тиражом нежели средневековые рукописи.
Сюжеты гравюры
![](/wp-content/uploads/2020/02/928791518edbd6abdccab83dca37ffe2.jpg)
Первыми выгравированными изображениями были, конечно, библейские мотивы, как и библии стали первыми печатными изданиями для массового потребления. Однако со временем и распространением печатных станков изменились не только читательские вкусы, но и сюжеты изображений. Появились средневековые эротические гравюры, хоть и достать их было непросто. Наряду с библейскими, популярными стали и повседневные мотивы. Художники стали изображать карнавалы, деревенские праздники, моменты из жизни.
С появлением и распространением инквизиции церковь нашла новое применение простому и популярному методу распространения изображений, коим стали средневековые гравюры: пытки, сожжения на костре, ход церковных судов — все это стало популярным сюжетом оттисков.
Ксилография
![](/wp-content/uploads/2020/02/833917c49a5d5b56d9284110fb216eab.jpg)
Будучи одной из старейших моделей и предшественницей печатного станка, ксилография развивалась в два этапа.
Первым этапом развития гравирования по дереву стал метод продольной или обрезной гравюры, основным элементом которой был нож, обрезавший форму изображения.
Специфика этой техники гравирования заключается в доминировании черной контурной линии, которая формирует изображение и детали. Именно этот способ получения печатной гравюры был самым распространенным на Востоке и в период европейского Ренессанса. У техники «черного штриха» были и исключения, особенно часто встречающиеся во флорентийских изданиях XV-XVI веков. Некоторые мастера использовали белый штрих или предпочитали отпечатывать изображение в «негативе», как это делал швейцарский художник Граф Урс. Однако эти исключения не прижились в европейской средневековой гравюре.
Вторым этапом развития ксилографии стала торцовая или тоновая гравюра на поперечном срезе дерева твердых пород. Работа на поперечном срезе позволяла мастерам добиться высочайшей точности и детальности изображений. Это позволило художникам использовать градацию оттенков черного наряду с привычными черными штрихами. Торцовая ксилография существенно изменила качество иллюстраций в печатных изданиях.
Европейская средневековая гравюра
![](/wp-content/uploads/2020/02/fb5806de50d4a994dfb6066333e5fcb5.jpg)
Первая европейская гравюра, известная под названием Le Bois Protat (дерево Прота), датируется 1370–1380 годами и названа в честь ее владельца Жюля Прота, французского редактора, который купил выгравированный блок в XIX веке, сразу после того, как он был обнаружен в Бургундии. Оттиском на бумаге является фрагмент сцены Распятия Христа с сотником и двумя римскими легионерами, а на аверсе — композиция Благовещения.
Первые средневековые гравюры в Европе – работы анонимных мастеров конца четырнадцатого — начала пятнадцатого веков. Их наивные и слегка неуклюжие композиции изображают непропорциональные фигуры, гиперболизированные жесты и странные выражения лиц.
Библейские мотивы были первыми композициями выгравированными на деревянных пластинах, однако, они были далеко не пределом того, что изображали средневековые гравюры: демонов, пытки, праздники, животных и птиц — все это было популярно среди художников и издателей.
Национальные особенности европейских гравюр
Различные техники гравирования начинают развиваться в Европе в пятнадцатом веке. В этот период гравюра начинает пользоваться популярностью не только в Германии, но и во Франции, Нидерландах и Италии, каждая страна, помимо общих технологий, придавала своим гравюрам небольшие, но значимые национальные отличия. В этот период появилось и практически повсеместное разделение труда: художник создавал изображение, а гравер переносил его на металл. Были и такие художники, которые изучали и развивали технику гравирования самостоятельно. Изображения полностью созданные и выгравированные одним человеком назывались автогравюрами.
Искусство гравирования и его специфические особенности приобретают особую значимость после изобретения печатного станка в 1440 году. В 1490 году начали издаваться иллюстрированные книги. В Нюрнберге, в мастерской великого художника и мастера средневековой гравюры Альбрехта Дюрера происходит уникальное открытие – создана технология одновременной печати текста и изображений. Применение этого открытия происходит в 1493 году, когда была опубликована первая иллюстрированная книга Welchronick («Общая Хроника») с изображениями Микаэля Вольгемута.
Ксилография в Германии
![](/wp-content/uploads/2020/02/875d2002b9e38b170fbad91040f97d04.jpg)
Первая гравюра, созданная в Германии, датирована 1423 годом и изображает святого Христофора с младенцем Иисусом на руках. Однако общепризнанным мастером гравюры стал представитель немецкого Ренессанса — Альбрехт Дюрер, создавший несколько циклов изображений путем гравирования по дереву: Апокалипсис (1499 год) и Житие Богородицы (1511 год). Помимо этих циклов, Дюрер создавал массу индивидуальных изображений, самое знаменитое из которых – «Меланхолия» (гравюра на меди, 1514 год).
Мастерские работы Дюрера возвели гравюру в ранг высшего искусства средневековой Европы. Его работы имели решающее значение для дальнейшего развития по дереву и не только.
За великолепными работами Дюрера последовали работы таких представителей северного Возрождения, как Альбрехт Альтдорфер, Ганс Балдунг, Лукас Кранах, Граф Урс, Ганс Гольбейн и других.
В европейских странах появились многочисленные библии для бедных, энциклопедии, хроники и другие издания, иллюстрируемые известными художниками того времени.
В это же время в Италии (XV век), на фоне ярчайшего в истории человечества расцвета живописи, гравюра не пользуется особенной популярностью. Лишь несколько иллюстраций к проповедям Савонаролы, иллюстрированная библия Малерми и Метаморфозы Овидия были созданы и напечатаны неизвестными художниками и граверами.
Новые техники ксилографии в Нидерландах
В Нидерландах история средневековой гравюры началась с Лукаса ван Лейдена, который впервые применил перспективу, масштабирование, различные оттенки и тона, влияющие на интенсивность света. Наиболее важные достижения техники гравирования во второй половине шестнадцатого века продемонстрировал Хендрик Гольциус, который заменил четкие линии графической работы, играя с формой, объемными вариациями, светотенью и объединением линий с помощью различных пересечений.
Гравюра на металле
Одним из наиболее эффективных методов гравирования в искусстве принято считать гравюру на металле. Возникшая в пятнадцатом веке и практиковавшаяся многими известными художниками того времени, эта техника и ее создание оспариваются немцами и итальянцами.
Самые известные гравюры на металле принадлежат немецким мастерам, самые ранние из них датируются 1410 годом. В книге Джорджио Вазари создание техники гравирования по металлу приписывается флорентийскому ювелиру Мазо Финигуэрра (XV век). Тем не менее существуют изображения, выгравированные на металле до экспериментов Финигуэрры, выполненных в 1430 году и принадлежащих анонимным скандинавским мастерам.
Японская гравюра
![](/wp-content/uploads/2020/02/1dc0f00efd1bb66f39667f49d564508d.jpg)
Укие-э – тип ксилографии, практикуемый в Японии. Японская средневековая гравюра чаще всего изображала пейзажи, исторические или театральные сцены.
Этот художественный жанр. Он стал популярным в столичной культуре Эдо (позже Токио) во второй половине XVII века и чаще всего изображал этот средневековый город. Гравюры этого стиля изображают «изменяющийся мир» в котором природные пейзажи уступают место городским. Сначала использовались только черные чернила, причем некоторые литографии были раскрашены вручную. В следующем столетии, после того, как Сузуки Харунобу изобрел и популяризировал технику полихромной литографии, начиная с 1760-х годов, производство цветных гравюр стало общим стандартом.
Популярность гравюры
![](/wp-content/uploads/2020/02/8f0f1f6dbf939772ed05345b95691513.jpg)
Специфика гравировки на металле или дереве отличается от других техник в области изобразительного искусства. Если рисунок или живописное полотно можно изменить в процессе работы, даже в самом конце работы, то изменения в процессе гравирования крайне ограничены или невозможны. Художник вынужден быть лаконичным и точным в процессе гравирования композиции на пластине.
Другим аспектом этого жанра искусства является разделение рабочего процесса. На всех европейских гравюрах после подписи художника, создавшего композицию, следуют имена мастеров, которые ее выгравировали.
Интерес к гравюре изначально был обусловлен легким путем получения огромного количества изображений с минимальными затратами. Одну гравюру можно было издать большим тиражом. Именно это и послужило одним из основных факторов постоянного развития техник гравирования. Даже в ХХ веке, с появлением плотного картона и линолеума появились новые типы гравюр. Несложно представить, что у этой формы изобразительного искусства долгое не только прошлое, но и будущее.
![](/wp-content/uploads/2020/02/dc35508da82b91ab4f251658d64688ec.jpg)
Надежда Чиканчи
6 мая, 2019