Очень много слов мы регулярно употребляем, не задумываясь об их истинном значении. Все потому, что они настолько прочно закрепились в нашем подсознании и речи, что их смысл кажется очевидным, посему не требует дополнительных трактовок. Но когда человек начинает разбираться с этим значением, его сознания расширяется, он начинает воспринимать мир иначе. В этой статье речь пойдет о том, что это — повседневность. Как понимать данный термин и что он подразумевает?
Трактовка термина
С научной точки зрения повседневность — это социокультурный, при этом целостный жизненный мир, который представляется в функционировании общества в качестве самоочевидного и естественного условия жизнедеятельности. Нередко в психологических словарях можно найти и такой термин, как «повседневная жизнь». Это синоним, причем максимально соответствующий предыдущему термину, который расшифровывается аналогично. Он представляется в качестве основного процесса жизнедеятельности человека, который обнаруживается в привычных ситуациях. Отличается нерефлексивностью, шаблонным восприятием всех его участников мотивов их вовлеченности. В широком смысле становится понятно, что под термином стоит понимать все то, что окружает нас ежедневно, всех тех, кто живет с нами рядом, даже незнакомцев, все события и явления, присущие месту, где мы находимся. Это повседневность, то есть наше бытие.
Основные положения
Ныне повседневность быта рассматривается многими гуманитарными науками — социологией, историей, философией, антропологией, культурологией. Но в былые времена данный термин изучался и, собственно говоря, возник в рамках одного лишь учения — онтологии. То есть в рамках уже «умершей» метафизики, в ее разделе о бытии и его сущности люди еще в древние времена изучали данное понятие, пытались понять его суть и принципы действия. Причем делалось это весьма успешно, ведь наработками предков современные исследователи пользуются до сих пор. Они представляются нам в виде схем противопоставлений, на основе которых базируется суть самого термина:
- Будни — праздник или досуг.
- Общественные формы деятельности — специализированные или высшие формы деятельности.
- Рутина — моменты предельного психологического напряжения.
- Реальность — идеал.
Классический подход
После античных ученых вновь за изучение повседневности жизни принялись лишь на рубеже XIX-ХХ веков. Тогда данный термин активно рассматривался в рамках фрейдизма, марксизма и структурного функционализма, и во многом их наработки были схожи. Итак, согласно обобщенному мнению, повседневность — это низший уровень реальности, величина, которой можно пренебречь. Иными словами, она представлялась некой поверхностью, причем плоской, за пределами которой находилась глубина. Многие исследователи называли повседневность завесой фетишистских форм, за которой скрывалась истинная, подлинная реальность. Отдельно стоит подчеркнуть, что эта «завеса» состояла из разных, так сказать, элементов для представителей того или иного направления:
- Фрейдизм — повседневность была представлена в виде экономических отношений и бесполезных социальных связей.
- Марксизм — устойчивые социально-психологические структуры, которые во многом определяли мировоззрение человека и устанавливали нормы поведения.
- Структурный функционализм — мировосприятие.
Специфика исследования
Для человека, который всерьез занимался исследованием данного метафизического феномена, была неизбежной своего рода борьба с повседневностью. Ее он рассматривал как некую призму, через которую ему волей-неволей следует наблюдать за всем происходящим и делать выводы. Также эта призма была опорой для рациональности его суждений и выводов, в противном случае в «океане истины», который находился за ее завесой, можно было бы легко потеряться. Тем не менее эту «призму» регулярно проверяли на истинность. У каждого были свои методы, в зависимости от подхода, но в целом исследователи приходили к выводу, что догмы в повседневности практически нет. Эта завеса иллюзорна и создана искусственно, а все для того, чтобы об истинной природе бытия никто и представления иметь не мог.
Современный подход
Современный мир во всех своих проявлениях стремится стать максимально толерантным, космополитичным, терпимым, открытым и обобщенным. Путешествовать стало проще, учить иностранные языки может каждый, как и общаться с их носителями, и то же самое можно сказать о любой инновационной разработке или же научном открытии — все в публичном доступе. Поэтому как у общей массы людей, так и у современных философов такие понятия, как «скрытая ото всех истина», стали уже пережитком прошлого. Правители государств не воспринимаются как старейшины, которые прячут догму от народа, однако суть понятия «завесы» осталось по-прежнему актуальной. Изменился подход к ее рассмотрению, он стал более рациональным и менее категоричным. В рамки повседневности теперь включены все существующие ныне онтологические понятия и явления. Другими словами, бытие воспринимается как совокупность «примитивного» ежедневного стандартного опыта среднестатистического человека и знаний, наработок, достижений людей, которые занимаются наукой, высоким искусством, исследованиями и т. д.
Мир повседневности стал гораздо шире и глубже. Его нельзя уже назвать плоскостью, так как он охватывает и общепринятую истину, и альтернативные знания.
Теория струн
Да, это совершенно новое понятие в области физики, которое пока что существует на уровне теории. Многие не верят в данную версию устройства мира, в частности это скептики и воспитанники старого строя, которые не желают принимать новую информацию. Но суть теории от этого не меняется — наш мир состоит из множества параллельных реальностей, в которых одни и те же электроны, протоны и нейтроны функционируют по схожим, но не одинаковым схемам. Пожалуй, мы живем в ту эпоху, когда метафизика вот-вот возродится — философия и физика снова объединяются, дабы дать наиболее точное и практическое объяснение данному открытию. При чем же тут повседневность человека? Дело в том, что мир уже не воспринимается как нечто плоское, то есть «завеса». Человек начинает и умом, и словом допускать, что то, что ранее он считал невозможным, выдуманным, нереальным, теперь является частью его бытия. Его рамки повседневности расширяются и начинают двигаться в сторону той самый бездонной истины, которая ранее была за занавесом.
Каждому свое
К счастью, минули те времена, когда большинство людей проживали как в плену. В плену собственных привычек, норм, порядков, правил и прочих ограничений. Большая часть народа в наши дни свободна, более того, тот, кто не обладает достаточным количеством денег, ресурсов или иного богатства, может все это получить — ему препятствовать не будут. Людям помогают «встать на ноги» те, кому это удалось — тренинги по личностному росту, по достижению цели и успеха и т. д. Поэтому с каждым днем все больше и больше людей становятся финансово более свободными, они обладают собственным и весьма конструктивным мировоззрением, но при этом открыты к познанию нового. Это и есть та самая позиция, к которой стремились наши предки, изучая онтологию. Что же примечательно во всем этом? Для людей, которые смогли добиться успеха или находятся на пути к нему, такое понятие, как повседневность, — это нечто крайне приятное, желанное, заветное. Утром они встают, полные сил и энергии, и каждый день делают что-то новое.
В негативном ключе
В силу тех или иных личностных убеждений некоторым людям по-прежнему не удается вырваться из плена собственных заблуждений. Они и отображаются на бытии человека в качестве так называемых «арканов». Это может быть неинтересная работа, нелюбимая женщина, отсутствие хобби и увлечений, нелюбовь к окружающим, избыточная критичность и т. д. Такие люди не агрессивны и не опасны, но они крайне скучны, так как скучна их жизнь. Для них повседневность — это нечто серое, беспросветное, крайне нежеланное и надоевшее. В их жизни могут происходить просветы. Это те самые моменты счастья, при которых человек вырывается из рамок обыденности и придается собственным эмоциям, желаниям и порывам. Но вскорости его привычки и рамки снова берут над ним верх и возвращают его в повседневность.
С религиозной точки зрения
В жизни многих верующих людей церковь играет ключевую роль. Когда человек становится полностью преданным богу, его приоритеты и взгляды на жизнь меняются, впрочем, как и его бытие. Повседневность верующего — это регулярное и безустанное служение Всевышнему, желание прожить каждый день для того, чтобы сделать мир лучше, чтобы показать своему Творцу, насколько он верен ему. Для каждой отдельной религии существуют свои нормы и обычаи, из которых складывается целостная картина быта, то есть обязанности прихожан на каждый день. В православном мире все этом может быть представлено в календаре повседневности — с ним мы знакомы давно. Это «книжечка», состоящая из 365 листков. Каждый из них соответствует новому дню, и на нем написано, какой сегодня церковный праздник, что нужно делать, а чего нельзя.
С позиции мистики
По аналогии с религиозными отрывными календариками появились их так называемые «магические аналоги». Не все были приверженцами церковной политики, особенно люди, выросшие в период СССР, но многие интересовались всем «запредельным». В частности, женщины были бы рады заглянуть за завесу тайны и узнать, что же их ожидает завтра, через месяц и т. д. Так появился лунный календарь повседневности, который выпускался в двенадцати вариантах — для каждого знака зодиака. Это был некий гороскоп, который для многих казался действенным и обязательным. Он оснащался также маленькими женскими секретами и советами.
Взываем к чувствам
Как известно, состояние влюбленности даже самые серые и мрачные будни превращает в постоянный праздник. Человек, одержимый чувствами и постоянно думающий об объекте своих желаний, видит мир через совершенно иную призму. Он более чувствительно воспринимает все, что связано с его второй половинкой, его действия направлены на то, чтобы ей угодить. Таким образом, рождается так называемая романтика повседневности, то есть бытие превращается в сплошной праздник любви. Порою мы слышим от людей: «Она заставила меня жить. Она показала мне истинный мир. Она открыла мне глаза на счастье». Это значит, что для человека за счет отношений приоткрылась та самая завеса, его реальность расширилась и стала глубже за счет эмоций, приятных переживаний и состояния влюбленности. Романтика повседневности — самый простой способ уйти от серости будней, сделать свою жизнь ярче, не углубляясь в философские и метафизические анализы.
Бытие и кинематограф
Фильмы и сериалы — некая отдельная сторона реальности. Ее нельзя назвать «улучшенной», так как по сюжету есть и позитивные, и негативные беспросветные картины. Но любая из них, если она снята качественно, словно затягивает в свой мир зрителя, заставляет думать о том, что это может стать его реальностью. Никогда не задумывались, почему это так? Дело в том, что все фильмы имеют в своей основе ту самую повседневность, то есть описывают быт простых или не очень простых людей. Каждый выбирает кино по своему вкусу и настроению. Человек веселый и позитивный будет смотреть комедии — в них быт людей такой же оптимистичный, как и зритель. Интроверт со сложным складом ума будет уповать на арт-хаус, где на фоне обыденности происходят непонятные вещи. Фильмы, в которых бытовой аспект упущен, не затягивают нас, выглядят как пустышка и быстро забываются.
Кстати, можно отметить, что тема бытия также прекрасно раскрывается в японской культуре — аниме и манга. Повседневность может быть основной сюжетной линией, на фоне которой происходят иные события. Фанаты отмечают, что даже комиксы, в которых описываются реальные события из жизни, выглядят весьма реалистично и очень затягивают.
Автор: