Что такое социологический эксперимент? Вот так сразу редко кто ответит, причем правильно. Часто термину дается другое определение, более близкое социальному эксперименту. В статье мы научим вас видеть разницу. После прочтения таких ошибок уже не допустит никто.
Понятие
Социологической эксперимент — это метод социсследования, позволяющий получить сведения о качественном и количественном изменении показателей работы социального объекта в результате воздействия на него новых факторов.
Что важно понимать? Что понятие социологического эксперимента не равно понятию социального эксперимента. Последний понимается в более широком смысле. Сюда входит эксперимент в науке или обществе, например, эксперимент в социальной психологии.
Результаты таких исследований принимаются за истину.
Что лежит в основе?
Причиной проведения того или иного эксперимента является желание проверить предположение (гипотезу), касающееся определенного вопроса. Кстати, к последней тоже есть свои требования, которые необходимо выполнять. Рассмотрим их.
- Предположение не может содержать определений, которые не были подтверждены опытом. В таком случае гипотеза становится не проверяемой.
- Гипотеза не может быть противопоставлена доказанным научным фактам.
- Предположение не может содержать большое количество ограничений или допущений, оно должно быть простым.
- Гипотезы, применяемые к широкому кругу событий, чем те, что затрагиваются во время эксперимента, гораздо важнее стандартных предположений.
- Предположение должно быть проверяемо на конкретном уровне теоретических знаний, практических возможностей и методической оснащенности исследования. Например, гипотеза, в которой заключено два сходных понятия, никогда не будет удачной в этом смысле.
- Формулировка гипотезы должна освещать способ проверки оной в конкретном исследовании.
Получается, что эксперимент, как метод социологического исследования, позаимствован из социальной и общей психологии, где объектом являются небольшие группы людей. Полученные результаты считаются верными не только для этой группы, но и для других подобных групп.
Важно понимать, что эксперимент как метод социологического исследования используется для того, чтобы подтвердить предположительные действия в той или иной ситуации. То есть так называемый сценарий давно написан, а испытуемые лишь действуют в его рамках.
Основные понятия
Мы уже разобрались с тем, что такое эксперимент в социологическом исследовании, теперь перейдем к основным терминам. Итак, экспериментатором называют исследователя или группу исследователей, разрабатывающих теоретическую составляющую эксперимента и осуществляют на практике непосредственно эксперимент.
Экспериментальный фактор, или, по-другому, независимая переменная, это группа условий или всего одно условие, которое вводится в экспериментальную ситуацию социологом. Независимой переменной управляет и контролирует экспериментатор. Происходит это только в том случае, если интенсивность действия и направленность, а также количественные и качественные характеристики реализуются в пределах эксперимента.
Экспериментальной ситуацией считается та ситуация, которую преднамеренно создает экспериментатор в соответствии с программой. Важно понимать, что экспериментальный фактор при этом не включается.
Объект эксперимента в социологическом исследовании — социальная общность или группа лиц, которая оказалась в условиях эксперимента, вытекающих из программной установки на проведение соцэксперимента.
Далее разберемся в этапах проведения исследований. А примеры социологического эксперимента мы приведем позже.
Алгоритм действий
Как проходит эксперимент? Об этом знают далеко не все, особенно если человек не касался социологии и не изучал ее.
Эксперимент включает в себя не только саму тактику проведения, но и организационные моменты. Об этом и поговорим.
Существует четыре этапа проведения эксперимента:
- Теория. Экспериментатор ищет проблемное поле для проведения опыта, объектов, предмет. Ему важно найти и гипотезы исследования и экспериментальные задачи. Объектом исследования являются как социальные общности, так и соцгруппы. Перед тем как определить предмет эксперимента, исследователь учитывает задачи и цели исследования Немаловажно спроецировать идеальный ход процесса, это поможет выявить причину конечного результата, если тот будет отличным.
- Методика. На этом этапе разрабатывается программа проведения исследования. Метод социологического эксперимента подразумевает построение определенных методик эксперимента, формирования плана создания экспериментальной ситуации, определение процедур последнего.
- Реализация. Осуществляется пункт путем создания заранее заданной экспериментальной ситуации. Тогда же изучаются и реакции объектов эксперимента на определенные ситуации.
- Анализ и оценка результатов. Какого бы ни был вида социологический эксперимент, каждый заканчивается одинаково. Что это значит? По завершении исследования экспериментатор анализирует и оценивает его итоги. В частности, отвечает на вопрос, была ли подтверждена гипотеза и достигнута ли цель. Результаты эксперимента могут оказаться неожиданными, но это даже хорошо, потому как любые побочные итоги могут пригодиться в следующих исследованиях.
Виды
Примеры социологических экспериментов раскрывают много нового. Из-за этого существует ошибочный стереотип, что эксперимент может быть только одного вида. Но это не так. Уже длительное время за основу принята следующая классификация экспериментов. Итак, поговорим подробнее:
- По способу ведения. Сюда относится как мнимый эксперимент, так и натурный. В первом исследовательская ситуация возникает оттого, что создается мысленная модель. Этот вид наиболее распространен, так как присутствует в любом социологическом эксперименте, если в последнем применяется статический анализ. Не менее важен мнимый эксперимент и при моделировании социальных процессов с помощью компьютера. С помощью мысленного исследования можно с большей точностью определить стратегию натурного эксперимента. Что касается последнего, то в нем есть независимая переменная, которая считается естественной и не зависит от действий экспериментатора. Этот подвид подразумевает минимальное вмешательство исследователя или отсутствие оного, ведь использование метода ограничено природой. Чаще всего социологические натурные эксперименты проводятся в небольших группах.
- По характеру исследовательской ситуации. Речь идет о методе сбора социологической информации в эксперименте лабораторном или полевом. В лабораторном исследовании группы испытуемых формируются искусственно, а в полевой эксперимент характеризуется нахождением экспериментальной группы в привычных естественных условиях.
- По рациональной последовательности доказательства экспериментальных предположений. Выделяют два вида — линейные и параллельные эксперименты. Первые так называются из-за того, что анализу подвергается одна и та же группа. То есть она одновременно является и контрольной и экспериментальной. В параллельном исследовании задействованы две группы. Это можно наблюдать и в эксперименте наблюдения, и социологического опроса. Метод подразумевает, что одна группа находится в неизменных условиях и называется контрольной, а другая считается экспериментальной и условия эксперимента постоянно меняются. Как же доказываются гипотезы? Путем сравнения состояния обеих групп. За время эксперимента сравниваются характеристики двух групп и по итогу испытания дается заключение, почему был получен тот или иной результат.
Как видите, социологическое наблюдение и эксперимент могут подразумевать одно и то же, все зависит от того, насколько правильно был выбран вид эксперимента.
Чтобы было понятнее, о каких экспериментах мы говорим, расскажем о самых известных исследованиях.
Хоторнский эксперимент
Это один из самых известных социологических экспериментов ХХ века. Он приобрел популярность из-за того, что в то время (20-30-е годы прошлого столетия) это было самое масштабное исследование, ведь в нем участвовало двадцать тысяч человек. В чем же суть?
Социолог Мэйо проводил эксперимент на предприятиях электротехнической компании «Вестерн Электрик». Выше мы уже говорили, что экспериментатор задействовал двадцать тысяч работников организации.
По результатам было выявлено следующее:
- Отсутствие механической зависимости между переменной в условиях труда и производительностью труда. К первой относили режим труда, освещение, систему оплаты и прочее.
- Рост производительности труда обеспечивает межличностное общение, групповая атмосфера, субъективное отношение сотрудников к труду, наличие уважения, идентификация интересов работников с интересами компании, симпатия между работниками и руководством компании.
- Имеются скрытые факторы, оказывающие влияние на производительность. К ним отнесли требования и правила работников, неформальные нормы.
Что же стало итогом известного социологического эксперимента? Мэйо выяснил, что для хорошей производительности труда важны не только материальные факторы (а раньше считалось именно так), но и психологические и социальные аспекты.
Но это же не единственный социологический эксперимент? Конечно, нет, поэтому ниже разберем не менее резонансные.
Стэндфордский тюремный эксперимент
Самым известным социологическим исследованием, пожалуй, является именно этот. По нему даже были написаны повести и сняты два фильма. Для чего же он был нужен? Его провели, чтобы найти причины конфликтов в морской пехоте США и исправительных учреждениях той же страны. Заодно целью было изучить важность ролей в социальных группах и поведение.
Экспериментаторы набрали группу из двадцати четырех мужчин психологически и физически здоровых. Все участники были зарегистрированы в «психологическом исследовании тюремной жизни» и получали за это 15 долларов в сутки.
С помощью случайного выбора отобрали половину мужчин, которые стали заключенными. Другая часть исполняла роль тюремных охранников. Локацией для эксперимента стал подвал психологического факультета Стэндфордского университета. Там было создано подобие тюрьмы.
Заключенные получили обычные инструкции тюремной жизни, включая правило ношения формы и сохранение порядка. Чтобы все было максимально правдоподобно, заключенных арестовывали в собственных домах. Что касается охранников, то им было запрещено физически воздействовать на подчиненных, но тем не менее они должны были контролировать порядок в импровизированной тюрьме.
Первый день прошел мирно, но уже на второй охранников ждало восстание. Заключенные забаррикадировались в камерах и никак не реагировали на окрики и уговоры. Как и предполагалось, охранники очень быстро вышли из себя и начали делить заключенных на плохих и хороших. Естественно, что последовали наказания и даже публичные унижения.
Что же стало итогом такого социального эксперимента? Мало того, что общество воспротивилось подобным исследованиям, так и за несколько дней охранники начали демонстрировать садистские наклонности. О заключенных можно сказать, что они впали в депрессию и выказывали признаки тяжелейшего стресса.
Эксперимент повиновения
Мы уже разобрали, что такое социальный эксперимент как метод социологического исследования. Заодно рассмотрели и виды таких исследований. Но информацию не назовешь особо легкой, поэтому будем и дальше разбираться в социологическом эксперименте на примере.
Стэнли Милгрэм задался целью прояснить вопрос: сколько страданий люди готовы причинить другим людям, если таковое причинение боли входит в рабочие обязанности? Благодаря этому эксперименту стало понятно, откуда столько жертв холокоста.
Итак, как проходил эксперимент? Каждое испытание в исследовании разделялось по ролям «ученик» и «учитель». Учеником всегда был актер, а вот учителем становился реальный участник эксперимента. Два человека находились в разных комнатах, при этом «учитель» был обязан при каждом неправильном ответе нажимать кнопку, которая бьет током «ученика». Важно, что каждый следующий неверный ответ увеличивал напряжение. Рано или поздно актер начинал кричать и жаловаться, что ему больно.
Результаты эксперимента были шокирующими: практически все участники продолжали выполнять приказы и бить током «ученика». При этом если «учитель» колебался, то исследователь говорил одну из фраз: «Эксперимент требует, чтобы вы продолжали», «Пожалуйста, продолжайте», «У вас нет другого выбора, вы должны продолжить», «Абсолютно необходимо, чтобы вы продолжили». Как правило, слыша это, участники продолжали. В чем же шок? Да в том, что если бы присутствовало реальное напряжение, то ни один из учеников не выжил бы.
Эффект свидетеля
Выше мы уже говорили об этапах социологического эксперимента и сейчас продолжаем развивать тему. Среди нашумевших экспериментов есть исследование под названием «Эффект свидетеля». Именно во время этого эксперимента была выявлена закономерность по поводу того, что люди в толпе сдерживаются от оказания помощи. Как это было?
В 1968 году Бибб Латане и Джон Дарли изучали поведение свидетелей преступлений. Причиной исследования стала смерть молодой Китти Дженовезе, которую убили днем на глазах у прохожих. В чем исключительность случая? А в том, что никто не пришел на помощь и не попытался предотвратить убийство.
Сущность социологического эксперимента заключалась в том, что группу людей или одного человека запирали в комнате. В помещение пускали дым и ждали реакции. Эксперимент показал, что один человек быстрее сообщал о дыме, чем группа людей. Связано это с тем, что в группе люди смотрели друг на друга и ждали условного сигнала или первого шага от кого-то.
Убежденные заики
Этот эксперимент до сих пор относят к наиболее ужасным социальным исследованиям. Провел его Венделл Джонсон из университета Айовы. Участниками эксперимента стали двадцать два ребенка, которые воспитывались в детских домах. Их поделили на две группы, каждая из которых проходила обучение.
Одни дети слышали, что они молодцы, отлично со всем справляются и правильно и красиво разговаривают. Другим ребятишкам долго прививали комплекс неполноценности.
Дабы понимать дальнейшее, стоит знать, что эксперимент проводился для того, чтобы понять, из-за чего возникает заикание. Так вот, детей обзывали заиками при любом удобном и неудобном случае. В результате ребята из группы, которая подвергалась эмоциональному прессингу и оскорблениям, стали плохо разговаривать. Из-за постоянных оскорблений заикаться начали даже те малыши, что говорили хорошо.
Исследование Джонсона стало причиной проблем со здоровьем участников испытания до самой смерти. Их просто не смогли вылечить никакими способами.
Даже в университете понимали, что эксперименты Джонсона не просто неприемлемы, но и опасны для общества. По этой причине все данные о работе этого человека были засекречены.
Склонность к тоталитаризму
После Второй мировой войны люди размышляли о том, как немецкий народ пошел на поводу у нацизма. В это же время был проведен эксперимент по созданию организации с тоталитарной идеологией.
Исследователем стал учитель-историк калифорнийской школы Рон Джонс, который решил на практике объяснить десятиклассникам причину популярности нацистской идеологии. Отметим, что такие занятия длились всего неделю.
Итак, первым делом учитель объяснил, что такое сила дисциплины. Рон требовал, чтобы дети входили и выходили из класса бесшумно, сидели за партами смирно, все делали по первому же распоряжению. Школьники в силу возраста быстро втянулись в игру.
Следующие уроки рассказывали о силе общности. Класс постоянно повторял лозунг: «Сила в дисциплине, сила в общности», ученики встречали друг друга определенным приветствием, им выдали членские билеты. Также появилась символика и название организации — «Третья волна».
С созданием названия начали привлекаться новые участники, появились люди, отвечающие за поиск инакомыслящих и клеветников. Что ни день, то число участников занятий росло. Директор школы и то стал приветствовать учеников жестом «Третьей волны».
В четверг историк поведал ребятам, что их организация — это не развлечение, а общегосударственная программа, такие филиалы есть в каждом штате. По легенде, в будущем участники «Третьей волны» обязаны поддержать нового кандидата в президенты. Рон сказал, что в пятницу представит обращение, которое станет сигналом к мобилизации «Третьей волны». Естественно, что в намеченное время никакого обращения не было, это и объяснил учитель собравшимся школьникам. Кроме того, историк смог донести до детей суть — как легко нацизм укоренился в демократической стране.
Подростки уходили со слезами на глазах, подавленными, многих это заставило задуматься. Кстати, о самом эксперименте стало известно обществу лишь спустя несколько лет.
Сила диссидентства
Давно уже известно, что большинство влияет на отдельных индивидов. Описанный ниже эксперимент был проведен от обратного: влияет ли мнение меньшинства на представление группы? Что из этого получилось, сейчас посмотрим.
Автором эксперимента является Серж Московичи, создавший группу из шести человек, двое из участников которой были подставными. Именно они называли зеленый цвет синим. В результате эксперимента 8% от остальных отвечающих давали неверный ответ, так как на них оказывала влияние группа диссидентов.
После проведения эксперимента Московичи пришел к выводу, что идея меньшинства распространяется в обществе по нарастающей. Если на их сторону перейдет хотя бы один представитель большинства, то прогрессию уже можно будет и не остановить.
Московичи также нашел самые действенные способы изменить общественное мнение. Среди них повторение — одного и того же тезиса, а также уверенность говорящего. Но более действенным методом становится тактика, при которой меньшинство соглашается во всем, кроме одного пункта. Создается впечатление, что группа готова на уступки и меньшинство превращается в большинство.
Как видите, чтобы разбираться в социологии, недостаточно прочитать пару статей и примеров. Порой на это уходит вся жизнь.
Автор: