Это может показаться удивительным, но во многих больших городах в экскурсионные программы часто включаются посещения кладбищ. Тихие уголки превращаются в настоящие музеи под открытым небом, где нет зловещих заборов и железных оград.
Для европейцев некрополи – это уютные местечки, в которых границы между мирами стерты. Здесь хочется не только посидеть в тишине, но и прогуляться, разглядывая необычные памятники.
Некрополь с историей
Кладбище «Стальено», расположенное на окраине Генуи, – одно из самых красивых в мире. Получившее известность благодаря удивительным скульптурам, оно считается главной архитектурной достопримечательностью города.
В начале XIX века по приказу Наполеона в каждом завоеванном городе кладбища переносили за его пределы. Это делалось из соображений гигиенического характера. Однако историки утверждают, что Бонапарт волновался не только по поводу санитарного благополучия города. Он хотел избежать дискриминации и повелел, чтобы все могилы были одинаковыми. И только специальная комиссия определяла бы, заслуживает ли усопший роскошный монумент.
Уголок вечного покоя
В 1804 году самые известные архитекторы Генуи, являвшейся крупным культурным центром Италии, разработали проект обустройства будущего места вечного упокоения, рассчитанного на 60 тысяч могил. По их замыслу, в центре некрополя должна появиться копия древнеримского Пантеона в уменьшенных размерах. В 1835 году план утвердили, но строительство началось лишь через 9 лет. А первое погребение состоялось в январе 1851 года.
В то время Генуя привлекала влиятельных буржуа, которые завели традицию украшать свои могилы красивыми надгробиями, увековечивая тем самым память о себе. Знаменитые мастера Италии создавали потрясающие творения – траурные скульптуры, которые размещались на могилах. Только состоятельные люди могли себе позволить купить здесь место.
Главная достопримечательность города
Со временем кладбище «Стальено» в Генуе расширялось, а количество могил увеличивалось. Некрополь разделили на три части – английскую, еврейскую и протестантскую. Кроме того, есть детские и военные зоны.
На его территории стали появляться захоронения известных людей, расположенные полукругом. Так, последний приют здесь обрели Джузеппе Мадзини – итальянский революционер, Констанция Ллойд – жена писателя О. Уайльда, Фабрицио де Андре – популярный певец, Нино Биксио – известный политик и другие. Сюда перенесли прах Ф.А. Полетаева – участника итальянского движения Сопротивления, погибшего в 1944 году.
В конце XIX столетия комплекс получил статус главной городской достопримечательности. Сейчас площадь кладбища составляет 33 га, а количество захоронений давно превышает 2 миллиона.
Здесь хоронят и по сей день, а жители Генуи бронируют места заранее, на 5-7 лет вперед. Когда человек умирает, его родственники вновь оплачивают захоронение.
Скульптурные композиции, поражающие воображение
На территории старинного кладбища «Стальено», фото которого вы можете увидеть в статье, встречается множество скульптур, выполненных в готическом, символическом и реалистическом стилях самыми известными мастерами Италии. И каждая из них – это настоящий шедевр. А. П. Чехов, побывавший в Генуе, писал, что очень удивлен изображениями покойников в натуральную величину. М. Твен восхищался памятниками, линии которых безупречны, а лица изваяний поражали его правдоподобностью эмоций.
Каждое надгробие представляет собой красивую скульптурную композицию, ведь богатые семьи устанавливали поистине роскошные статуи на могиле своих родственников, не жалея на это средств. Туристы обожают делать фото на кладбище «Стальено» в Генуе, любуясь монументами талантливых мастеров Италии.
Мини-копия Пантеона
Одной из самых любопытных скульптур является изваяние Венеры, расположенное рядом с главными воротами. Богиня изображена в виде молодой женщины, которая облачена в легкую тунику. В одной руке она сжимает высокий крест, а в другой держит книгу. За спиной архитектурного произведения возведена небольшая часовня – мини-копия римского Пантеона с большим куполом, мраморной лестницей и портиком с дорическими колоннами. По бокам строения высятся статуи пророков, высеченные из мрамора.
Именно от Пантеона отходят крытые галереи, в нишах которых установлены надгробия. Каждое углубление – это фамильный склеп, принадлежащий одной семье.
Беспристрастный ангел
Не менее интересной работой является скульптура на кладбище «Стальено», выполненная Джулио Монтеверде. «Ангел воскресения» (второе название – «Ангел смерти») установлен на могиле президента Всеобщего банка Ф. Онето.
Подлинное произведение искусства стало образцом нового стиля кладбищенских ангелов. Уникальность творения заключается в его андрогинности. Отстраненный взгляд бесполого ангела, огромные крылья за спиной и сложенные крестом на груди руки символизируют о том, что ждет каждого из нас.
Если раньше посланники Господа вели усопших к вратам, за которыми их ждала другая жизнь, и поддерживали умерших, то этот вестник абсолютно беспристрастен, он со стороны взирает на уход человека в небытие, без всякой скорби.
«Вечная драма»
Самой оригинальной и проникновенной композицией кладбища «Стальено» может считаться памятник на могиле богатого купца Валенте Челле. Монтеверде создал бронзовую скульптуру, имеющую большой смысл. Он намекает на некий дуализм между жизнью и смертью. Последняя танцует со своей будущей жертвой – юной и красивой девушкой, на голове которой притаилась нежная бабочка.
Статуя под названием «Вечная драма» – это осмысление тщетных попыток обреченной жизни вырваться из холодных лап неизбежной смерти.
Памятник Карло Раджо
Помимо умерших скульпторы высекали в мраморе их безутешных родственников. Так, например, мастер Аугусто Ривальта изобразил всех родных, собравшихся у смертного одра главы большого семейства Карло Раджо. Реалистический стиль оказался наиболее подходящим для выражения концепции смерти. Автор точно воспроизводит мельчайшие детали как мебели, так и украшений, элементы одежды, а также эмоциональное состояние близких, прощающихся с любимым человеком.
Итальянский скульптор отказался от изображений символических фигур ангелов.
У каждого своя мечта
У этой скульптуры на кладбище «Стальено» (Италия) очень интересная история. Любопытно, что это изображение не богатой женщины, а обычной торговки. Катерина Кампадонико всю свою жизнь прожила в бедности. Она продавала сладкую выпечку, орешки на улицах города и мечтала накопить денег на монумент в некрополе, где хоронили богачей.
Несчастная женщина отказывала себе во всем, работая день и ночь. Над ее бедной одеждой смеялись жители Генуи, но она не обращала ни на кого внимания. И наконец-то ее мечта сбылась. Она заказала надгробие на свою могилу у знаменитого Лоренцо Оренго, изобразившего Катерину, державшую в руках нитку фундука, в дорогом платье, на которое надет мятый фартук.
Памятник был установлен до смерти Камподонико, что вызвало общественный резонанс. Городские власти назвали этот поступок абсурдным, а церковь осудила горожанку за осквернение некрополя. Женщина вскоре умерла, и ее пышно похоронили под монументом на кладбище «Стальено». А бедняки, завидовавшие, что простая торговка заняла место рядом со знатными персонами, несли на могилу так называемые свечи надежды.
Недовольными остались только наследники Катерины, желавшие заполучить средства, которые ушли на создание мраморного памятника.
Колумбарий
Особый интерес вызывает многоуровневый колумбарий – очень колоритный уголок с длинными коридорами, горящими свечами, покрытыми пылью цветами. Здесь нашли приют те, кто не мог себе позволить дорогие памятники.
Книга в контейнере-гробе
Любопытно, что 15 лет назад в свет вышла книга, посвященная кладбищу «Стальено». Популярный американский фотограф Ли Фридлендер, которого считают гением случайного кадра, представил свои работы, сделанные в Генуе. Произведение было помещено в специальный контейнер, выполненный в виде гроба, который обит темно-бордовым бархатом.
Коммерческий альбом, выпущенный малым тиражом, раскупили за несколько дней.
Напоминание о быстротечности жизни
Российские туристы, посетившие монументальное кладбище «Стальено», испытывают настоящий шок. Неповторимая атмосфера уникального местечка, живые облики скульптур, воплощенных в камне, – все это вызывает восхищение. Расположенные в уголке вечной печали архитектурные памятники являются исторической ценностью.
Это прекрасное место для того, чтобы каждый смог побыть наедине с самим собой и подумать о неизбежном. Здесь можно поразмышлять о жизни и смерти, любуясь подлинными произведениями искусства. На кладбище мертвые напоминают живым, насколько быстротечна жизнь.