Главная / ЖИЗНЬ / ДОМ И СЕМЬЯ / ДЕТИ / Самостоятельная деятельность детей в 1 младшей группе детского сада: планирование, формы, условия и задачи

Самостоятельная деятельность детей в 1 младшей группе детского сада: планирование, формы, условия и задачи

Педагогические коллективы детских садов для достижения поставленной перед ними образовательной цели должны применять в своей работе методически продуманную комбинацию двух видов деятельности детей. Одна из них – совместная. Она подразумевает взаимодействие каждого ребенка с воспитателем и со своими сверстниками. Второй вид деятельности – самостоятельная. Это направление требует от педагога максимально пристального внимания к своим воспитанникам. Взрослый в этом случае играет роль наблюдателя. Он уже не товарищ по играм. А это требует большой концентрации специалиста на вопросах методической целесообразности любого шага. Особенно актуально это в том случае, когда дело касается самостоятельной деятельности детей в 1 младшей группе, то есть в возрасте от 1,5 до 3 лет.

Определение понятия

Под самостоятельной деятельностью детей в детском саду понимают такие занятия, которые приучают малышей к выполнению поставленных взрослым задач развивающего или воспитательного характера, без посторонней помощи.

В этом случае педагог не участвует в самом процессе, а только направляет ребенка.

Классификация

Существует четыре формы самостоятельной деятельности детей. Среди них:

  1. Игровая. Данный вид СД, исходя из психолого-педагогических особенностей младшего возраста, является наиболее востребованным. Он подразумевает получение таких навыков, как способность поиска деталей для самых простых пазлов, чередование цветов во время работы с мозаикой, нахождение правильного применения игрушкам (юла крутится, машинки ездят) и т. д.
  2. Двигательная. Такие занятия по организации самостоятельной деятельности детей в 1 младшей группе связаны с физическими нагрузками. Воспитанники учатся ловить мяч, отбивать его, а после направлять в руки партнеру, а также бегать, огибая при этом препятствия, и т. д.
  3. Продуктивная. Такой вид самостоятельной деятельности детей в саду, посещающих первую младшую группу, подразумевает решение посильных для малышей бытовых задач. Сюда входит, например, развитие навыков гигиены. Это может быть самостоятельное мытье рук или ног и проч. В эту категорию навыков входит также умение правильно пользоваться столовыми приборами, одеваться в то время, когда сверстники мешают сделать это, и т. д. Продуктивной формой самостоятельной деятельности детей в 1 младшей группе является и развитие самых элементарных художественных приемов. Это может быть умение правильно держать кисточку или карандаш, раскрашивать нужную область картинки и проч.
  4. Познавательно-исследовательская. Такая работа направлена на самостоятельную деятельность детей раннего возраста в форме знакомства с новой информацией и ее поиска. Примером тому может служить перелистывание книг, находящихся в группе, чтобы найти нужную картинку.

Организация работы

Федеральные образовательные стандарты не рассматривают организованную самостоятельную деятельность детей в качестве отдельной области обучения. Значительное внимание ФГОС уделяет именно совместной работе педагогов со своими воспитанниками. Тем не менее целевым ориентиром для каждой из развивающих областей знаний (физической, познавательной, художественно-эстетической, социально-коммуникативной) является стимулирование детей к самостоятельному выбору методов деятельности, а также их реализации.

В современном обществе существует потребность в людях, обладающих исследовательским мышлением, умеющих ставить проблемные вопросы, а после определять алгоритм их устранения. При этом приветствуются и творческие черты личности, выражающиеся в умении не ограничиваться рамками общественных стереотипов и стандартов. Это помогает найти путь к важнейшим открытиям.

Таким образом, самостоятельная деятельность детей в 1 младшей группе является непременным условием образовательного процесса. Подобная работа позволит воспитать всесторонне развитую личность. Для правильной организации такого времяпрепровождения малышей от воспитателя потребуется создание условий для самостоятельной деятельности детей. При этом важно:

  • выделить для занятий оптимальное количество времени;
  • создать пространство и нужную атмосферу для активности детей;
  • проводить сортировку материала, который подходит для различных форм самостоятельной деятельности;
  • подобрать оптимальное расположение игровых принадлежностей в группе.

Помимо этого, создание условий для самостоятельной деятельности детей подразумевает и активное личное общение педагога и ребенка. Взрослому при этом необходимо подобрать такой метод воздействия на малыша, который будет соответствовать особенностям его развития.

Одним из условий для самостоятельной деятельности детей является также организация управления занятиями дошкольника. Одна из приоритетных задач, стоящих перед профессионалом, заключается в сохранении у ребенка спокойного и уравновешенного состояния. Именно поэтому для проведения наиболее эффективной сюжетной игры воспитанникам потребуется предоставить специальную атрибутику, которая позволит им максимально полно отразить собственные впечатления и переживания.

Организация центра познавательной активности

В становлении самостоятельной деятельности детей важная роль отведена предметно-пространственной среде. К ней относят все то, что окружает малыша и к чему у него есть постоянный доступ. В такой предметно-пространственной среде ребенку должна быть предоставлена возможность отдохнуть за игрой. Здесь же малыши должны удовлетворять свои познавательные потребности в экспериментировании и наблюдении.

При планировании самостоятельной деятельности детей необходимо организовывать центры активности воспитанников, имеющие различную направленность. В их число могут входить:

  1. Познавательно-исследовательский центр. В этой зоне для малышей может быть оборудована опытная мастерская, мини-лаборатория, а также различные тематические уголки («Эпоха динозавров», «Космическая станция»).
  2. Игровая зона. В этой части групповой комнаты должны находиться наборы игрушек, а также костюмы для проведения игр сюжетно-ролевого типа («Магазин», «Больница», «Кухня» и т. д.). Здесь же может быть оборудован развивающий центр. На его территории рекомендуется установить стеллажи с головоломками и дидактическими играми.
  3. Спортивный уголок. В этой зоне игровой комнаты следует поместить инвентарь для физической активности.
  4. Экологический уголок. При выделении подобной зоны в ней следует поместить мини-огород, зимний сад и т. д.
  5. Художественно-эстетическая часть. Она представляет собой театральный уголок (костюмы и маски различных персонажей для детей, декорации, позволяющие инсценировать сказки), место для продуктивного творчества (здесь должны находиться материалы для рисования, лепки, конструирования из бумаги и т. п.), музыкальный островок с коллекцией различных аудиозаписей с праздничными песенками, звуками природы и прочим.
  6. Расслабляющая зона. К ней относят уголок отдыха, волшебную комнату (шатер, палатку, диван для спокойного общения). Наличие такой зоны весьма важно для того, чтобы поддерживать душевное здоровье ребенка. Малышам, находящимся в группе, важно создавать условия, чтобы они могли расслабиться, уединиться, помечтать и восстановить силы.

План самостоятельной деятельности детей, согласно ФГОС, должен включать в себя и активные игры, проводимые во время прогулок. Пространство для них также должно быть организовано воспитателем. Для самостоятельных игр детей может быть оборудован уголок повара или врача. Зимой на участке малыши должны активно лепить снеговиков и строить снежные крепости. Подобная деятельность будет способствовать развитию их творчества и двигательных навыков.

Основные задачи

Под самостоятельностью понимается личностное качество человека, которое подразумевает независимость, инициативность и адекватную оценку своих действий. Входит сюда и принятие ответственности за совершенные поступки.

Именно поэтому основными задачами самостоятельной деятельности детей являются:

  1. Формирование у малышей волевых качеств. Они заключаются в психологической устойчивости ребенка к воздействию внешних факторов, таких как голоса детей, шум улицы, а также чужого мнения. При этом педагогу важно научить детей доводить начатое дело до конечного результата.
  2. Развитие саморегулирующих процессов. Сюда входит умение рассчитать собственные силы, которые нужны для выполнения запланированных действий. Также ребенку важно начать чувствовать свой организм, определяя те моменты, когда он требует отдыха или смены деятельности.
  3. Формирование умения самостоятельно строить план игры, исследования, наблюдения и трудовой активности. При этом ребенок должен стремиться выполнять задуманное без оказания помощи взрослыми.

Основными целями организации самостоятельной деятельности детей в 1 младшей группе является формирование у них навыков:

  • мыть лицо и руки, а после вытирать их;
  • самостоятельно есть, не прибегая к помощи взрослых;
  • надевать одежду и снимать ее, а также складывать вещи при минимальной помощи воспитателей;
  • делиться материалами для творчества, игрушками и т. д. со своими сверстниками;
  • совместных и индивидуальных игр.

Методика организации

Педагогу важно сделать все возможное для того, чтобы его воспитанники могли, подключив фантазию и набор умений, занять себя в детском саду в свободное время. Для этого необходимо достигнуть определенной степени самостоятельной деятельности детей 1 младшей группы во время проведения образовательных занятий. Решить поставленную задачу можно при использовании метода прямого показа. Так, интересной и максимально продуктивной станет деятельность, которая направлена на получение конкретного результата.

К примеру, это может быть изготовление несложной поделки, выполнение самого простого трудового поручения, участие в спортивной игре. После усвоения алгоритма определенных действий, а также способов их реализации, дети начнут переносить отработанные с педагогом формы на индивидуальную активность.

Планирование

Педагогом организуется различная самостоятельная деятельность детей в режимных моментах детского сада, а именно:

  • при приеме малышей утром – спокойные игры и общение по интересам;
  • до обеда – игры;
  • при подготовке к прогулке и по возвращении с нее – самообслуживание;
  • перед едой, а также до тихого часа и после него – гигиенические процедуры;
  • во время утренних и вечерних прогулок – самостоятельные игры и наблюдения за объектами природы;
  • во второй половине дня – общение по интересам, проведение досуга, создание поделок и рисунков.

Мотивация

При планировании самостоятельной деятельности детей педагогу необходимо придумать для своих воспитанников привлекательный и яркий прием.

Самыми продуктивными методами для малышей являются игровые, которые сочетаются с наглядностью. Особенно важны подобные приемы при СД, которая связана с обучением гигиенических навыков.

Познавательные картинки

Применять такой прием можно, например, обучая малышей самостоятельно умываться. Педагогу при этом следует показывать им картинки вроде такой, как «Мама моет свою дочку». Глядя на нее, дети учатся пользоваться мылом, смывать его, а после брать свое полотенце. Подобную подборку картинок рекомендуется показывать малышам и в раздевалке. Это позволит карапузам не путать, что за чем нужно надевать на себя. Подобные подсказки могут находиться и в шкафчиках. С их помощью дети узнают, какие вещи на каких полочках должны лежать.

Игры

Этот прием применяется при организации самостоятельной деятельности детей чаще всего. А сделать игры более детальными и осознанными позволит получение малышами разнообразных впечатлений. Для этого воспитателю следует проводить с карапузами тематические экскурсии. Например, дети могут наблюдать за работой повара на кухне, врача в медицинском пункте и т. д. При этом воспитателю важно акцентировать внимание малышей на самых существенных моментах. Этим он поможет им усвоить увиденное.

Сосредотачиваясь на определенных деталях, дети начинают разбираться в той взаимосвязи, которая существует между предпринятыми действиями. Получение подобных впечатлений дает ребенку материал для проведения новых игр. Их сюжет будет отражать его знания, полученные об окружающем мире.

Педагогу при этом рекомендуется обогатить содержание таких игр. Сделать это помогут определенные инсценировки, которые знакомят малышей с шаблонами поведения, принятыми в обществе.

Например, тренируя навык держать в правой руке ложку и доносить ее до рта, чтобы содержимое не оказывалось на столе, воспитателю рекомендуется использовать игру под названием «Накорми Мишку кашей». «Кормить» при этом дети должны пластиковые бутылки из-под воды, в которых делаются прорези-рты. Воспитатель предлагает малышам взять ложку, набрать в нее крупу и накормить Мишку, который есть самостоятельно не умеет. Причем сделать это ребенок должен не рассыпая еду на стол. Таким образом проводится тренировка мелкой моторики и обучение контролю своих действий.

Еще одна интересная игровая ситуация, которая способствует осуществлению самостоятельной деятельности, – упражнение «Туфельки подружились/поссорились». В этом случае педагог предлагает детям рисунки, на которых имеется изображение контуров двух туфелек – правой и левой. После этого малышам даются готовые шаблоны. Их необходимо выложить так, чтобы носки были направлены в одну сторону и совпадал цвет.

Занятия по самообслуживанию

У детей, посещающих первую младшую группу детского сада, пока еще слабо развита мелкая моторика, а также координация движений. Воспитателю приходится во многом помогать карапузам, но при этом он должен предоставлять им возможность сделать что-либо самостоятельно. Соблюдение гигиенических норм и приобщение к культуре приема пищи должно осуществляться в режимных моментах ДОУ. Среди них: проведение завтрака, обеда и полдника, одевание и раздевание перед прогулкой и после нее и т. д.

План самостоятельной деятельности детей традиционно обладает структурой, включающей в себя 4 части. Сюда входит:

  • использование мотивационных приемов – 5 мин;
  • работа над конкретным аспектом самообслуживания (основная часть занятий) – 10 мин;
  • самостоятельная деятельность детей (закрепление навыков) – 8 мин;
  • высказывание поощрения воспитателем (подведение итогов) – 2 мин.

Для обучения навыкам самообслуживания взрослому предстоит пройти со своими воспитанниками четыре этапа. Среди них:

  • пояснение и демонстрация действия;
  • выполнение задуманного вместе с ребенком;
  • малыши сами осуществляют действие при словесной подсказке взрослого;
  • дети делают все самостоятельно.

Беседа

В работе педагога совместно с другими приемами применяется и этот. Для малышей 1,5-3 лет беседа особенно актуальна. Такие дети еще нуждаются в комментировании всех действий взрослых. При проведении разговора у малышей ускоряется процесс обработки новой информации. К тому же беседа позволяет им быстрее научиться четко и правильно говорить.

Проведение мониторинга

Анализом самостоятельной деятельности детей первой младшей группы педагогу рекомендуется заниматься три раза на протяжении учебного года.

Проводят его при поступлении ребенка, а также в декабре-январе и в мае. Только так могут быть сделаны объективные выводы, указывающие на эффективность работы по развитию самостоятельности малышей. Подобный анализ позволит педагогу также наметить и пути устранения имеющихся недочетов.

Схема проведения анализа должна быть разработана при участии методического коллектива ДОУ. В этом случае обязательно должна быть учтена специфика проводимого в детском саду образовательного процесса. Дело в том, что в нем, например, могут быть организованы группы закаливания, коррекции определенного недуга и т. д.

При проведении анализа рассматриваются оценки, выставляемые каждому ребенку индивидуально. Используется в таком случае пятибалльная шкала. Она соответствует следующим критериям:

  • 5 – малыш способен самостоятельно справиться с любым заданием;
  • 4 – взрослому порой приходится повторять для ребенка необходимый алгоритм действий;
  • 3 – справиться со своими задачами карапуз может только после того как педагог повторит нужную последовательность их выполнения;
  • 2 – кроха не в состоянии самостоятельно сделать что-либо даже после того, как воспитатель продемонстрирует перед ним все действия.

Людмила Фролова
2 марта, 2019

Источник

Оставить комментарий