Главная / ЖИЗНЬ / НОВОСТИ И ОБЩЕСТВО / ЖУРНАЛИСТИКА / Катков Михаил Никифорович — основоположник русской политической журналистики, биография, семья, образование

Катков Михаил Никифорович — основоположник русской политической журналистики, биография, семья, образование

Разнообразие и качество печатных изданий в России конца девятнадцатого-начала двадцатого веков может поспорить с современным процессом издательской деятельности. Это был настоящий подъем и расцвет русской журналистики, которую отличало разнообразие мнений, стратегий и тактик печатных производств.

Одним из королей средств массовой информации того времени был Михаил Катков (годы жизни — 1818-1887). Он волею судьбы оказался в самом центре актуальных журналистских веяний, когда в российском обществе широко обсуждались: европейский опыт издания, попытки и возможности применения его в России, а также влияние либеральных взглядов на формирование общественного мнения.

Из магистров — в редакторы

Родившись в семье мелкого чиновника и рано оставшись без отца, он учился сначала в институте для сирот, а затем еще два года был вольным слушателем Московского университета. По окончании слушаний в Берлин уезжает Михаил Катков, образование улучшает посещением лекций популярных берлинских философов, в частности Фридриха Шеллинга.

Часто недоедая, находясь в крайне стесненных материальных обстоятельствах, он оказался в то же время в самом центре философской и общественно-политической жизни Европы. Там он свел знакомство с Бакуниным, Герценом, Белинским.

К слову сказать, В.Г. Белинский пророчил ему большой литературный успех, отмечая, что в нем сосредоточена надежда русской литературы и науки. Однако будущий известный публицист Катков Михаил Никифорович порвал с друзьями-вольнодумцами и с литературным поприщем, поступив на работу преподавателем университета. Вскорости он защищает диссертацию магистра и устраивается работать на кафедре философии Московского университета в качестве адъюнкта. В эти же годы он женится на княгине Софье Шаликовой — дочери бывшего редактора газеты «Московские ведомости», выпускаемой при университете.

В 1850 году, когда в российских высших учебных заведениях были ликвидированы кафедры философии, Катков теряет работу. Но уже в 1851 году он получает место редактора «Московских ведомостей». Главную роль в выборе этой должности в судьбе его сыграл оклад в 2000 рублей, плюс 25 копеек за каждого нового подписчика, а также полагаемая редактору казенная квартира.

Считая своим предназначением преподавательскую деятельность, Катков с неохотой принялся осваивать новое поприще, считая эту деятельность хорошо оплачиваемой, но не нужной. Однако вскорости увлекся и так освоился на новом месте, что поднял тираж газеты с 7 до 15 тысяч экземпляров.

А с 1856 года начинает издавать в московской губернии еще и свой журнал «Русский вестник». Стремясь заработать на издательском деле, он преуспел не столько в заработках, сколько в создании новых направлений в журналистике. В результате приблизившись вплотную к созданию такого направления, как самостоятельный жанр публицистики и экспертной журналистики в области толкования государственного права и поддержки государственных интересов.

Журнал «Русский вестник»

Тем не менее в начале творческой биографии до политической журналистики было еще далеко, поэтому журнал «Русский вестник» существовал в области литературной направленности и далеко обходил острые политические вопросы, стоящие перед государством.

Еще были неприемлемы широкие общественные дискуссии на страницах печатных изданий, цензура не позволяла. Поэтому все пространство журнала было посвящено литераторам нового времени и их произведениям.

Здесь публиковались Тургенев, Толстой, Достоевский, среди изданных романов можно было увидеть:

  • «Отцы и дети»;
  • «Война и мир»;
  • «Анна Каренина»;
  • «Преступление и наказание»;
  • Братья Карамазовы»

Все эти произведения, ставшие классикой русской литературы, ее золотым фондом, были впервые опубликованы именно в «Русском вестнике» под редакцией Михаила Каткова.

Редактор не скупился и щедро оплачивал труд авторов. Так, Лев Толстой получал 500 серебряных рублей за лист, аванс составлял 10000 рублей. Федор Достоевский опубликовал в «Русском вестнике» практически все свои романы.

По количеству тиража «Русский вестник» уступал только некрасовскому «Современнику»: 5700 экземпляров против семи тысяч тиража «Современника».

Газета в собственность

С 1861-го года Катков Михаил Никифорович начал искать более широкое применение своих возможностей и способностей. Он жаждал развития. По счастливой случайности в это же время правительство приняло решение о передаче университетской типографии вместе с газетой «Московские ведомости» в аренду частным предпринимателям.

Сдача в аренду проводилась на условиях открытого конкурса, как сейчас назвали бы — тендера. Выступив на паях с профессором университета Павлом Леонтьевым, Катков выиграл конкурс, предложив самую выгодную сумму аренды в размере 74 000 рублей годовых.

На фото (слева направо) Павел Леонтьев и изучаемый деятель.

Несмотря на желание других университетских деятелей, кандидатура нового арендатора Михаила Каткова была утверждена. И с 1 января 1863 года он становится редактором газеты. Тогда он еще и не предполагал, что будет способствовать созданию и создаст новый газетный жанр — публицистику.

В это же время разыгрываются драматические события в политической жизни Европы: 10 января в Варшаве начинается восстание. О кровавых событиях все издания старались умалчивать, и только свое издание Катков превращает в трибуну политической журналистики, обрушив всю мощь антипольской и антиреволюционной философии в полемику, призывая общество сплотиться вокруг царя и Отечества.

Впервые в истории печатных изданий России общество не просто получает информацию, а прислушивается к экспертному мнению редактора.

Русский публицист в открытой дискуссии напрямую воздействует на настроения образованного читателя, в дворянской среде многие сочувствовали восстанию и не ждали от властей решительных действий. Каткову удалось переломить суждения и настроения, воздействуя и на власть. Это поистине заслуживает восхищения!

Пора расцвета: Михаил катков и литературная деятельность

Можно сказать, что успехи и популярность газеты изучаемого деятеля противостояли чиновничьей стране, делая публичными политические воззрения общества. А редактор газеты Михаил Катков в свои 45 лет нашел призвание, став первым российским публицистом.

До издательской работы его литературная деятельность складывалась следующим образом.

Он дебютировал с переводами в 1838 году. Переводил Гейне, Гете, Ф. Руккерта, Фенимора Купера. Из Берлина присылал статьи о лекциях Шеллинга. Писал публицистические статьи в «Русский вестник», который стал одним из ведущих литературных журналов второй половины 19 века.

Программным произведением исследователи называют статью Михаила Каткова «Пушкин», выпущенную в 1856 году. Важными с точки зрения влияния на общества являются его статьи о сельской общине, о «выборном начале».

Много внимания Катков уделял литературной критике и исследованиям, рассылая свои статьи в различные популярные журналы, особенно в петербургские «Отечественныя записки».

Удивительные по остроте и стилю литературные критические статьи посвящены произведениям современников.

Например, критика к сказке «Конек-Горбунок» Ершова наполнена искренним и фантастически остроумным отношением к разным нелепостям в развитии «сказочного» и фантастического в русской литературе. Впервые эта критическая статья была опубликована в журнале в Санкт-Петербурге, в 1840 году.

На фото — обложка Санкт-Петербургского народовольческого журнала «Отечественныя записки»:

Друзья и враги в литературном пространстве

В пору расцвета газету изучаемую газету называли русской «Таймс», а ежедневные публикации передовиц от редактора позволили Каткову заложить основы понятия «политическая журналистика», при этом создав, по сути, русскую актуальную газету.

В 1863 году газета «Московские ведомости» оказала полемическую поддержку русской дипломатии, столкнувшейся с давлением европейских государств в связи с польским восстанием. Печатное слово сыграло свою решающую роль и помогло России выйти из политического кризиса, а Катков приобрел не только авторитет издателя, но и влиятельного политического деятеля.

Отстаивать свою позицию редактору пришлось не только против «чужих», но и против своих бывших единомышленников. Поэтому он объявил все свои издания вне любых партий.

Идеи Михаила Каткова

Исследователи отмечают, что главная идея публициста заключалась в формулировке принципа государственной национальности. Которая, по мнению Каткова, и есть, по сути, основа единства страны.

Согласно этому принципу в государстве нужны:

  • единые законы;
  • единый государственный язык;
  • единая система управления.

При этом Катков не подразумевал отказ от других «племен и народностей», которые входят в государственный состав, он поддерживал их право на знание своего языка, соблюдение своих традиций, религий и обычаев.

Современники Каткова и его идеологические противники на все лады охаивали идеи Каткова, не стесняясь в выражениях и определениях.

Например, историк и публицист П. Долгоруков так писал о своем оппоненте:

…вечно беснующийся Катков, которому непременно нужно вечно лаять и всегда кого-нибудь кусать, который в своих наездах всегда идет далее самого даже правительства и всякого, кто не разделяет его мнения, объявляется государственным преступником и даже изменником отечеству.

Фото карикатуры на изучаемого деятеля, высмеивающей его идеи государственного устройства России, основанные на европейских образцах.

Высоко подняться, да больно упасть

С течением времени роль и политическое влияние Каткова усиливалось, наивысшей точки достигнув в пору правления Александра III.

Его редакция, располагающаяся на Страстном бульваре, незаметно превращается в неформальный «правительственный» центр, орган влияния, где не только обсуждались, но и вершились государственные дела, вплоть до планирования должностных перемещений влиятельных лиц, разработки мер и проекторов «контрреформ».

Катков напрямую пытался вмешиваться в государственное управление. Так, в Записке к императору он попытался предупредить об опасности политического «заигрывания» с Германией:

Услуги Бисмарка на Востоке опаснее и вреднее для дела России, чем его враждебные действия… Его услуги окажутся обманом… Зло… исчезнет само собою, как только в Европе выступит во всем величии самостоятельная Россия, независимая от чужой политики, управляемая лишь своими, явно сознаваемыми, интересами … Быть же обязанною чужой помощи в улажении каких-либо затруднений, — это было бы новым унижением России, это значило бы скрыться под покров чужой силы, которая и сама только тем сильна, что держит нас в своей зависимости, что подчиняет себе тем или другим способом Россию.

(Выдержки из биографии Михаила Каткова).

Такая принципиальная позиция раздражала людей у власти и самого царя Александра Третьего. Накануне смерти Каткова вызвали высочайшим повелением в столицу и «поставили на вид», в сущности лишив всех привилегий. Дело было в подметном письме, авторство которого приписали изучаемому деятелю. Уже после смерти Михаила Каткова Александр III, узнав правду, раскаивался в опрометчивом шаге, говоря, что он «попал под горячую руку».

Время свершений и новый лицей

Нельзя забывать о той роли, которую сыграл Катков в области образования. Время издания «Московских ведомостей» совпало с эпохой реформ и модернизации, проводимых в России. С жаром Катков участвовал в обсуждении всех острых и судьбоносных для России тем.

Вмешавшись в спор между сторонниками «классического» и «реального» образования, Катков поддержал тогдашнего министра просвещения Толстого, который отменил устав гимназии, сделав упор в образовании на изучение древних языков. Принятие нового устава в 1871 году, согласно которому в университет можно было попасть только после окончания классической гимназии, стало их общим достижением.

Катков был человеком дела и собственным примером решил доказать преимущества новой системы образования. Вместе с давним другом П. Леонтьевым они создают новый частный лицей, который неофициально называли Катковским.

Лицей давал гимназическое образование в течение восьми лет, а также трехлетний курс университета юридического, физико-математического и филологического профиля, заведение было ориентировано на детей представителей элитного общества.

Для строительства Катков и Леонтьев привлекли инвестиции крупных промышленников. Сами они вложили по десять тысяч рублей, добавили в строительство крупные железнодорожные подрядчики Поляков (40 тысяч рублей), Дервиз (20 тысяч рублей). Фон Мекк внес 10 тысяч рублей, приняли участие и другие состоятельные люди страны.

Образование в лицее строилось по оксфордскому образцу, личность гимназиста стояла на первом месте, работали тьюторы (репетиторы). Это было престижное учебное заведение, дабы покрывать все расходы, государство постепенно взяло на себя содержание лицея — в 1872 году, а Катков стал его бессменным руководителем.

Официально лицей назывался в честь умершего старшего сына Александра II — «Московский лицей Цесаревича Николая».

На фото внизу — бывший Императорский лицей, а ныне один из корпусов Института международных отношений.

После февральских революционных событий 1917 года Катковский лицей был преобразован и получил статус высшего юридического образовательного учреждения.

После Октябрьской революции в 1918 году здесь размещался НарКомПрос (комиссариат просвещения).

Современный российский историк А.И. Миллер, оценивая вклад Каткова в развитие публичности, просвещения и исторической значимости общественного мнения, вот что написал об этом незаурядном человеке:

И вот тех людей, которых интеллигентский дискурс замазал черной краской, если не чем-нибудь похуже, надо просто почитать. Надо почитать, что писал Катков о принципах членства в русской нации. Есть очень много рассуждений, под которыми я сегодня готов подписаться.

Дела семейные

При такой кипучей и деятельной натуре Катков был прекрасным семьянином. Как уже рассказывалось выше, он был женат на княжне Софье Шаликовой (1832-1913). Эта женитьба вызвала немало изумления среди друзей, ведь у княжны не было ни внешности, ни наследства. Тем более что многие знали о страстной влюбленности Каткова в московскую красавицу Делоне — дочь французского деда-эмигранта и известного московского врача. Предложение руки и сердца было принято Делоне, состоялась помолвка. Но по неизвестным причинам Катков внезапно порвал все отношения с возлюбленной и сразу женился на Софье Павловне.

Характеризуя этот внезапный союз, Ф.И. Тютчев утверждал: «Что же, вероятно, Катков хотел свой ум посадить на диету». Намекая на невысокий интеллект жены. Однако независимо от мнения окружающих, Михаил Катков и семья приумножались и жили достаточно дружно и счастливо.

От брака появились замечательные, умные и красивые дети:

  1. Первенец — Павел Катков (1856-1930) — был генерал-майором, закончил жизнь в эмиграции во Франции.
  2. Петр (1858-1895), получив образование юриста в лицее отца и московском университете, участвовал в русско-турецкой войне. Затем закончил Военную академию, с 1893 года служил чиновником особых поручений при главнокомадующем Кавказского округа.
  3. Андрей (1863-1915) за время службы стал уездным предводителем дворянства и действительным статским советником. Был удостоен придворного звания и должности егермейстера. Он был женат на княгине Щербатовой. После того как их сыновья Михаил и Андрей погибли на фронтах Первой мировой войны, супруги построили на свои средства храм Спаса Преображения на Братском кладбище, Московская губерния.
  4. Младший сын Андрея Каткова, Петр, имел пятеро детей, а его потомки до сих пор проживают в Пензенской и Саратовской областях.

В деле о дворянстве рода Катковых хранятся метрики о рождении у М.Н. Каткова дочерей:

  1. Варвара — фрейлина при дворе, жена дипломата князя Л.В. Шаховского.
  2. Дочь Софья — была замужем за бароном А.Р. Энгельгардтом.
  3. Наталья — вышла замуж за камергера М.М. Иваненко. Одна из ее дочерей, Ольга Михайловна, стала впоследствии женой барона П.Н. Врангеля.
  4. Двойняшки Ольга и Александра, участь неизвестна.
  5. Дочь Мария — замужем за обер-прокурором Священного Синода А.П. Роговичем.

Конец жизненного пути

Как правило, увлеченные своим делом люди мало заботятся о своем здоровье, вернее, на это просто не хватает времени. То же случилось и с Катковым.

Его современники и друзья сетовали на то, что он мог заснуть прямо в редакции на краю дивана, обычно же его мучила бессонница, он не следил за временем, иногда путал время встреч или дни недели:

В обычном течении жизни Катков чувствовал себя плохо, болел, мучился бессонницей, засыпал в редакции где-нибудь на краю дивана или в вагоне московско-петербургского экспресса, куда вскакивал в последнюю минуту. Он вообще плохо различал время, вечно опаздывал, путал дни недели.

Недоедания и лишения в раннем детстве привели к тому, что организм Михаила Каткова был ослаблен ревматизмом.

Все эти неблагоприятные условия, нервная и сверхактивная деятельность привели к развитию мучительного заболевания — раку желудка, от этой болезни М.Н. Катков скончался 1 августа 1887 года.

На отпевании присутствовал митрополит Московский и Коломенский, который почтил память Каткова следующей речью:

Человек, не занимавший никакого видного высокого поста, не имевший никакой правительственной власти, делается руководителем общественного мнения многомиллионного народа; к голосу его прислушиваются иностранные народы и принимают его в соображение при своих мероприятиях.

Похоронили известного публициста и издателя Михаила Каткова на кладбище при Алексеевском монастыре. Оно в начале восьмидесятых годов 20 века было разрушено при строительстве дороги. Надгробия и обломки подземных склепов, гробовые доски с костями были выкинуты вместе с грунтом.

О том, что кого-либо перезахоранивали, неизвестно. Но, может быть, где-то под асфальтом дороги лежат останки великого русского просветеля Каткова.

Воспоминания современников

Душевные и добрые воспоминания о бывшем редакторе оставил Н.А. Любимов — соредактор Михаила Никифоровича Каткова — в журнале «Русский вестник».

Известный монархист В. А. Грингмут посвятил ему исследовательский цикл статей, где высоко оценил его деятельность.

В современной жизни работы Каткова интересны не только историкам, но и литератураведам, и журналистам, а также тем государственным деятелям, которым не безразлична судьба государства и его строительства.

Как отмечала преподаватель философии, историк С.М. Санькова:

Рассмотрение государственного национализма как объединяющего начала для нормального функционирования любого государства способно стать дополнительным стимулом к изучению не только теоретических взглядов Каткова, изложенных им на страницах своих изданий, но и всего комплекса осуществленных им мер в проведении своих взглядов в жизнь.

Современные реформы, требующие укрепления центральной власти, вызваны неизбежностью укрепления ее социальной активности и инициативы, для координации различных движений на окраинах государства российского.

Процесс становления и развития государства в эпоху падения империй и создания новых форм государственного управления, в которой нам довелось жить, выявляет неподдельный интерес к трудам просветителя и политического журналиста Михаила Никифоровича Каткова, придавая особую ценность его трудам во времени, их неутраченную актуальность.

Алла Константинова
12 апреля, 2019

Источник

Оставить комментарий