Работа над созданием тепловоза ТГМ6А началась в 60-х годах прошлого века на комбинате в Людинове. Четырехосные машины рассчитывались на применение разных дизельных силовых агрегатов и сцепных масс. При разработке локомотива использовались неплохо себя зарекомендовавшие узлы и детали от версий ТЭЗ и ТГМЗ. Первый экземпляр вышел в 1966 году, оснащался дизельным силовым агрегатом 6Д-70. Рассмотрим особенности и характеристики данных версий.
Серийное производство
Локомотивы ТГМ-5 выпускались как опытные образцы для МПС, модели ТГМ6 массово производились с 1969 по 1973 гг. Экспериментальная модификация тепловоза ТГМ6А была сделана в 1970-м. Эта машина представляет собой модернизированный вариант предшественника, имеет увеличенную длину по осям сцепных механизмов до 14,3 метра, перепроектированное размещение оборудования, приспособление для разгрузки думпкаров. В серию данные локомотивы пошли в 1975 году, изготовление продолжалось до 1985 г.
Возглавил разработку и проектирование главный конструктор В. Логунов. Кроме того, составление техдокументации осуществлялось при участии инженеров и ведущих специалистов комбинатов черной металлургии, для которых планировался выпуск указанным машин.
Устройство тепловоза ТГМ6А
Кабина локомотива капотной разновидности размещается на рамном кузове, оснащается резиновыми прокладками, фиксируется на болтах. Также на этом узле имеется пара продольных балок хребтовой конфигурации. В нижней части рамы приварены два шкворня, которые служат для трансформации тяговых и тормозных сил на кузов от тележек. В качестве автосцепок используются модели Уральского вагоностроительного комбината. По сравнению с аналогами типа СА-3, они гарантируют лучший параметр сцепляемости, а также хорошо вписываются при прохождении кривых небольшого радиуса в плане и профиле колеи.
Упором для рамы является пара двухосных тележек, которые взаимодействуют с кузовом при помощи боковых опор. Корпуса тележек – сварного типа, боковины друг с другом агрегируют посредством шкворневой и концевых балок. Роль упоров играют балансиры в виде винтовых пружин. Эти элементы, в свою очередь, опираются на листовые рессоры и специальные подвески по типу модификаций ТЭЗ. Балансиры лежат на челюстных буксах с роликоподшипниками. Размер колес по диаметру составляет 1050 миллиметров по кругу катания. Тормозные колодки срабатывают на всех парах односторонне. Сжатые воздушные массы в тормозные цилиндры подаются через воздухораспределитель, который контролируется краном машиниста либо вспомогательной системой тормозов.
Силовая установка
Тепловоз ТГМ6А оснащается четырехтактным V-образным дизельным мотором 3А-6Д49 с наддувом. Цилиндры в диаметре составляют 26 сантиметров. Прочие особенности силового агрегата:
- перемещение основного шатуна – 260 мм;
- ход прицепного аналога – 257,5 мм;
- показатель номинальной мощности – 1200 «лошадей»;
- минимальная скорость вала в холостом режиме – 400 об/мин;
- расчетный расход горючего – 150 г (э.л.с.ч);
- тип запуска – стартер;
- охлаждение – двухконтурная жидкостная система;
- вес мотора – 9,6 т.
С колесными парами двигатель агрегирует при помощи унифицированной передачи, карданных валов, двухступенчатых редукторов. Механизм данного узла разработан специалистами Калужского машзавода. Валы и гидравлические передачи соединяются эластичной муфтой с резиновыми наконечниками. Гидропередача включает в себя пару трансформаторов ТП-1000М, гидромуфту, последовательный механизм охлаждения оборудования. Переключение режимов осуществляется на автомате при помощи гидравлики.
Особенности
Гидравлическая передача маневрового тепловоза ТГМ6А обладает следующими параметрами:
- рабочие числа шестерней между валами гидромуфты и дизеля – 22/60;
- между трансформатором и промежуточным элементом – 58/35;
- рядом с валами добавочного и выходного типа (маневровый режим) – 73/24, 58/39 (поездной диапазон);
- осевые конические редукторы с цилиндрической шестерней и общим рабочим числом 4,24;
- размер колеса вентилятора холодильной установки – 140 см;
- количество лопаток – 8;
- номинальный режим работы гидравлического привода – 1350 об/мин.
На рассматриваемом локомотиве монтируется V-образный компрессор с двумя цилиндрами и парой рабочих ступеней. Также может устанавливаться аналог с тремя цилиндрами высокого и столькими же низкого давления. Производительность агрегатов составляет 3,5 или 5,25 куб.м/мин. Привод указанного оборудования – гидродинамический. В электрической схеме тепловоза ТГМ6А применяется генератор постоянного тока КГ мощностью 5 кВт, напряжением 75 В. Он приводится в действие от дизеля через редуктор, служит для зарядки аккумуляторов и питания контрольных цепей.
Параметры технического плана
Ниже приведены основные характеристики рассматриваемого локомотива:
- колея по ширине – 1520 мм;
- ГОСТ – 9238-83;
- мощность дизеля – 882 кВт;
- формула по осям – 2/2;
- нагрузка на рельсы – 220 кН;
- тяговая сила – 246 кН;
- расчетный параметр скорости – 40/80 км/ч (маневровый/поездной режим);
- минимальные проходимые кривые по радиусу – 40 м;
- габариты – 14,3/3,08/2,29 м;
- запасы ГСМ (т) – 4,6 (горючее)/1,1 (песок)/0,55 (вода);
- вес балласта – 12 т.
Модификации
Маневровый заводской тепловоз ТГМ6А No 1340 имеет несколько усовершенствованных версий. Локомотив ТГМ-6В начал выпускаться в 1989 году. Модернизированный вариант обладает повышенным параметром экономичности, а также повышенным на 25% ресурсом до капитального ремонта. Такие особенности обусловлены использованием модернизированного силового агрегата, имеющего частоту вращения в пределах 350-950 об/мин. Кроме того, внедрена усовершенствованная гидравлическая передача с встроенной компрессорной муфтой.
Среди прочих отличий от предшественника отмечают изменение привода компрессора, который приводится в работу от гидромуфты переменного наполнения. Она отвечает за автоматическое включение и отключение агрегата, в зависимости от уровня давления в основных резервуарах. Труба под компрессором фиксируется болтами к четырем элементам. После центровки указанный узел крепится при помощи сварки и штифтов.
Модель ТГМ6Д
Еще одна модификация маневрового тепловоза ТГМ6А оборудуется ходовой частью, которая включает в свою конструкцию пару двухосных бесчелюстных телег. Подобная конфигурация обеспечивает хорошую аэродинамику и прохождение кривых особо малого радиуса. Редукторы осей соединяются посредством карданных валов и выходным гидропередающим валом.
Тормоза оснащаются пневматической прямодействующей системой, нажатие колодок проявляется двухсторонне. За надежность узла отвечает блок осушения сжатого воздуха. Конструкция компрессора – двухступенчатый агрегат с гидродинамическим механизмом. Стояночный тормоз – механической разновидности.
Обслуживание и безопасность
Кузовная часть машинного отделения оборудуется двухстворчатыми дверьми, люками и съемными деталями крыши. Эти элементы обеспечивают свободный доступ для обслуживания и ремонта тепловоза ТГМ6А в усовершенствованной версии (ТГМ6Д). Рабочее место машиниста организовано с учетом повышенных санитарных требований, включая уровень шума и вибрации. Дополнительную безопасность обеспечивает система бдительности. Управление локомотивом может выполняться с любой стороны кабины, обозначается специальными сигнализаторами. В качестве силовых агрегатов выступает несколько версий дизельных моторов. Между собой они отличаются количеством цилиндров, мощностью и расположением.
Автор: