Главная / ЖИЗНЬ / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / Духовное развитие / Религия / Вифлеемские младенцы: история, храм, молитвы, иконы

Вифлеемские младенцы: история, храм, молитвы, иконы

Церковь прославила Вифлеемских младенцев как первых мучеников за Христа. И ныне пребывают они в Царствии Небесном рядом с Тем, за кого претерпели невинные страдания. Там, где нет для них ни печали, ни смерти, есть только вечная радость и вечная жизнь. Дай Бог и нам сподобиться этих небесных чертогов.

Евангельская история

Младенцу Иисусу, когда он родился, не нашлось места среди людей. И он возлежал в яслях возле домашнего скота. Христос же, долгожданный Миссия, пришел не земное государство основать, а возвести людей к Небесному Царству.

Когда появился на свет Спаситель, царем Иудеи был злой и жестокий царь Ирод. И хотя он не был иудеем, ему незаконно удалось занять трон. И вот однажды до него дошло известие, что в мире сем появился законный наследник иудейского престола.

Претендент на трон

Страх и трепет объяли Ирода. В сердце у него все больше копилась злоба, и он начал строить коварные планы. Однажды его осенила поистине сатанинская мысль. Спешно собрал Ирод всех первосвященников, книжников народных и задал им один единственный вопрос: «Где Христос должен родиться?». Они же ответили ему: «В Вифлееме иудейском».

Итак, Ирод узнал то место, где родился претендент на трон. Теперь же его стали интересовать вопросы по поводу того, когда это произошло, то есть сколько Ему сейчас лет? У первосвященников спрашивать об этом толку было мало. Тогда он решил разыскать волхвов, которые говорили, что им явилась какая-то путеводная звезда и они следуют за ней, чтобы поклониться Божественному младенцу.

Волхвы

Ирод сразу же послал стражу, чтобы во что бы то ни стало привести волхвов. На это времени много не понадобилось. Волхвы, не подозревая ничего худого, пришли и сердечно рассказали Ироду о том, когда появилась звезда на востоке.

Ирод стал производить расчеты. Звезда, по утверждению волхвов, появилась несколько месяцев назад. Да плюс еще, они могли ошибиться и не сразу ее заметить. И вполне возможно, она явилась тогда, когда младенец уже родился и окреп. Вся эта арифметика привела его к выводу, что Младенец может быть возрастом до двух лет.

Коварные расчеты

Итак, все сведения получены, что же остается? Само дело — да такое жестокое и кровожадное, подобного которому дотоле не было в истории.

Ирод, скрывая свои истинные намерения, лукаво сказал волхвам, чтобы они пошли и тщательно разведали о младенце, и когда найдут, известили его об этом, тогда и он пойдет и поклонится Ему.

Но волхвы, получив во сне откровение, не стали возвращаться к Ироду, а совершили поклонение родившемуся Христу и, минуя Иерусалим, совсем другими путями отправились в свои страны.

Месть Ирода

Ирод так и не узнал, где же находится Божественное дитя. Он страшно разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его от двух лет и младше.

И свершилось великое злодеяние — весь Вифлеем и его окрестности наполнились воплями и причитаниями, ибо пролилась кровь 14 000 невинных детей.

Но Христа Ироду найти так и не удалось. Святое семейство, получив извещение от Ангела, бежало в Египет.

Злодейства Ирода

Гнев Ирода был страшен, он обрушился и на благочестивого праведника Симеона Богоприимца. В храме, взяв родившегося младенца Христа в руки, старец всенародно засвидетельствовал о явлении долгожданного Мессии. В скором времени Симеон отошел к Господу. Но Ирод не захотел, чтобы его достойно погребли.

Потом по велению царя Ирода был жестоко убит и священник Захария, которого закололи между жертвенником и алтарем. Все это случилось из-за того, что он не указал воинам царя на место нахождение его сына Иоанна – будущего крестителя Иисуса Христа.

Вскоре гнев Божий покарал и самого царя Ирода. Его постигла жуткая болезнь — он умер от того, что его заживо съели черви.

Но перед своей смертью он успел довершить еще несколько злодеяний. Он убил несколько первосвященников и книжников иудейских, свою жену Мариамну и трех своих сыновей, родного брата, а также семь десятков древнейших мужей, членов Синедриона.

Святые мученики младенцы Вифлеемские. Смысл страданий

Впервые эпизод с избиениями младенцев был описан апостолом Матфеем в Евангелии. Когда впервые знакомишься с этой новозаветной историей, сразу охватывает какой-то страх и ужас. И невольно возникает вопрос о смысле страданий и смерти Вифлеемских младенцев.

Перед Богом никакие страдания не остаются бессмысленными. Об этом говорится и в многочисленных свидетельствах, описанных в Священном Писании. Об этом говорят жизни людей, пострадавших в этом мире по разным причинам, приведенные в пример в этой книге. Не всегда понятен промысел Божий о человеке и мире. Невозможно осознать и увидеть сразу в один миг, что все направлено на благо всего мироздания.

Первые мученики

Необъяснимыми кажутся и страдания святых Вифлеемских младенцев – первых мучеников, невинная кровь которых была пролита за Спасителя мира. А ведь они стали мучениками абсолютно бессознательно и в этом, конечно же, есть определенный Промысел Божий.

Слово «мученик» по-гречески переводится как «свидетель». После Крестной Жертвы Господа страданиями за Него становится свидетельство веры. Тогда что сказать о пострадавших праведниках Ветхого Завета, которые пострадали за Истинного Бога до Его пришествия, или о Вифлеемских младенцах?

Вне всякого сомнения, все они очень важны для Бога и ничуть не меньше новозаветных. Разница только в том заключается, что Христос принес Себя в жертву на Кресте и тем самым освободил от греха, проклятия и смерти после их жизни на земле.

Примеров мученичества очень много, и условно они подразделяются на две группы: мученичество без вариантов (по необходимости) и мученичество выбора.

В первом подвиге от мученика требуют отречения от Христа, чтобы продолжить свою жизнь на земле, или признать Его как Мессию и пострадать за веру, отдав жизнь. Во втором к подвигу мученичества относятся те случаи, когда человек принимает страдания из-за политических и религиозных целей, когда необходимо убрать своих оппонентов.

Невинная жертва

Так случилось и с царем Иродом. Когда он узнал о новорожденном Царе Иудейском, стал опасаться того, что в скором времени лишится своего трона. Поэтому и послал воинов избить младенцев от двух лет и ниже в Вифлееме и в его округе, которых оказалось около 14 000.

Ирод не знал, где именно в то время находился Иисус, но хотел таким образом в числе невинных страдальцев увидеть и новорожденного Христа.

Выбора у этих младенцев не было: они еще не осознавали жизнь, поэтому их и не спрашивали, выбирают они путь мученичества или нет. Но именно таким оказался их путь в Царство Небесное.

За свои великие злодеяния царь Иудейский понес наказание Божие: на теле его появились гниющие раны, а рядом не было ни одного сочувствующего его горю человека. Но и будучи уже смертельно больным, он сеял зло и приказал убить родственников и свою семью, видя в них соперников на престол.

Толкование Иоанна Златоустого

Святитель Иоанн Златоуст о попущении смерти невинных, безгрешных младенцев говорит, что смерть их была, как если бы у тебя взяли несколько медных монет и дали взамен золотых. Такой человек никогда бы не чувствовал себя обиженным, а напротив — считал бы благодетелем того, кто дал золотые монеты.

Под медными монетами подразумевается наша жизнь земная, которая всегда заканчивается смертью. А золото — это вечная жизнь, которую дарит нам Господь.

За несколько мгновений мученических страданий младенцы получили ту блаженную вечность, которую святые достигали трудами и подвигами всей своей жизни.

Пещера

Вифлеемские младенцы страданиями своими открыли таинственную дверь в Царство Небесное. А после наследовали вечную жизнь в сонме Ангелов.

В Палестине, в городе Вифлееме, недалеко от храма Рождества Христова, в пещере находятся мощи Вифлеемских младенцев, тех самых святых мучеников, убиенных воинами царя Ирода. Эта пещера входит в систему многочисленных подземных захоронений, расположенных в районе храма Рождества.

В самом ее низу расположена небольшая катакомбная церковь IV века. Это один из древнейших престолов, сохранившихся в этом городе.

Антоний Новгородец разъяснил, что половина мощей была вывезена в Константинополь, а половина осталась в Вифлееме. Туда стекаются сотни верующих.

Храм младенцев вифлеемских. Парнас

В историческом районе Петербурга, в северной его части, построили новый храм. Его назвали в честь Вифлеемских младенцев. Он строился два года и рассчитан на 200 человек.

Строительство началось с небольшой часовенки, построенной в 2012 году. Затем по проекту одной местной жительницы начали строить здесь церковь, которая была завершена в мае 2016 года. В тот же год прихожане отметили в нем Пасху, и Храм младенцев Вифлеемских опять был закрыт для завершения работ по внутреннему убранству. В 2017 году его открыли и уже праздник Рождества отмечали именно в нем.

Число мучеников-младенцев

В предании указано, что младенцев было 14 000, а вот в Евангелии этого числа нет. Имеет ли это какое-нибудь значение? Понятное дело, в таком небольшом городе, как Вифлеем, и его округе вряд ли нашлось бы такое количество младенцев от двух лет и младше.

Отсюда становится понятно, что число 14 — символичное и говорит о массовости совершенного убийства. Вообще, число 14 очень часто встречается в библейской традиции: у Рахиль было 14 детей, в родословной Иисуса Христа встречается 14 родов от Давида до переселения в Вавилон и 14 после переселения из Вавилона до Христа и далее.

Память об избиении в Вифлееме младенцев христиане стали совершать уже во втором веке. Вот тогда, вероятнее всего, и было обозначено это число. Но с другой стороны, 14 — это дважды по 7. А эта цифра выражает идею святости и законченности.

Поэтому можно предположить, что число 14 000 скорее весьма условное, метафоричное. Оно указывает на двойную исключительность случившегося кровопролития, непередаваемые размеры страдания.

В день почитания избиенных младенцев — 11 января — православные молятся о предотвращении абортов. Женщины, которые этот грех когда-либо совершили, приносят покаяние. В этот день служба происходит под чтение молебна, акафиста, канона и молитвы Вифлеемским младенцам.

Грех аборта

Икона Вифлеемских младенцев является неким литургическим символом и знамением движения в защиту нерожденных детей. Православная церковь считает, что аборт не просто какое-то безнравственное действие. Это убийство, которое считается сознательным, а значит, смертельный грех, требующий длительного покаяния, даже если он совершен по незнанию. Человеческое существо было убито до его крещения, а за некрещеных молиться нельзя, и поэтому нерожденные младенцы лишены церковного поминовения и отпевания.

Аборт не может не отразиться на семейном благополучии, на физическом и психическом здоровье супругов, потому что существует духовный закон жизни построения семьи, которая не может быть построена на крови невинно убиенных малышей.

Перед иконой мучеников младенцев Вифлеемских замаливают грехи убийства детей. День памяти из малого престольного праздника стал днем покаяния матерей, совершивших когда-либо страшный грех против своих детей. В этот день проводятся акции в защиту нерожденных детей.

Панькова Оксана Владимировна
30 марта, 2019

Источник

Оставить комментарий