Главная / НАУКА / Анализ беседы как метод социолингвистических исследований

Анализ беседы как метод социолингвистических исследований

Анализ беседы (АБ)- это подход к изучению социального взаимодействия. Он охватывает вербальное и невербальное поведение в ситуациях повседневной жизни. Его методы адаптированы для охвата целевых и институциональных взаимодействий, которые происходят в офисах врачей, судах, правоохранительных органах, телефонных линиях доверия, образовательных учреждениях и средствах массовой информации.

История

Анализ беседы появился в результате совместных исследований Харви Сакса, Эмануэля Шеглова, Гейл Джефферсон и их студентов в 1960-х и начале 1970-х годов. В 1974 году была опубликована эпохальная статья в журнале «Язык», озаглавленная «Простейшая систематика для организации поворота к разговору». Она предоставила подробный пример аналитического метода разговора друг с другом с одновременной формулировкой лингвистических проблем. Статья остается самой цитируемой и загружаемой из всех, когда-либо опубликованных в истории журнала.

Идея и цели

Центральная цель аналитического исследования беседы — описание и экспликация компетенций, которыми пользуются и на которые опираются обычные ораторы при участии в понятном, социально организованном взаимодействии. Она заключается в описании процедур, с помощью которых собеседники вырабатывают свое собственное поведение, понимают поведение других людей и имеют взаимодействие с ними.

Идея состоит в том, что разговоры упорядочены не только для наблюдающих аналитиков, но и для исследуемых. Методы социолингвистических исследований имеют двоякую характеристику. С одной стороны, они довольно общие, а с другой — позволяют тонко адаптироваться к местным условиям (контекстно-свободные и контекстно-зависимые).

Родина языка

Основополагающее, руководящее предположение исследования в анализе беседы заключается в том, что домашняя среда языка — это совместное взаимодействие. Его структура некоторым образом адаптирована к этой среде. Это отличает АБ от многих лингвистических наук, которые обычно понимают язык как имеющий свой дом в человеческом разуме и отражающий в своей структуре его организацию. По большей части их можно рассматривать как взаимодополняющие, а не противоположные точки зрения. Язык является одновременно когнитивным и интерактивным феноменом. Его организация должна отражать этот факт.

Аспекты взаимодействия

Гоффман описал взаимодействие как нормально организованную структуру внимания. Оно начинается с разговора друг с другом. АБ стремится обнаружить и описать основополагающие нормы и практики, которые делают его упорядоченным. Например, один из основополагающих аспектов связан с распределением возможностей для участия в беседе. То есть, как участник определяет, когда его очередь говорить или слушать. Другой аспект касается аппарата для решения проблем слуха, речи или понимания. Третий аспект связан с тем, каким образом говорящие производят и воспринимают суть беседы. Они должны представлять действия, с помощью которых можно достичь своих целей.

Методология

Анализ беседы начинается с постановки задачи, связанной с предварительной гипотезой. Данные, используемые в нем, представляют собой видеозаписи или аудиозаписи разговоров. Они собираются с участием исследователей или без него. Из записи строится подробная транскрипция. Затем исследователи выполняют индуктивный анализ данных с целью поиска повторяющихся паттернов взаимодействия. На его основе разрабатываются правила для объяснения возникновения усиления, модификации или замены исходной гипотезы.

Очередности

Существуют различные способы, в которых может быть организован поворот беседы. Например, очередность может быть заранее распределена таким образом, чтобы каждый потенциальный участник имел право говорить в течение двух минут, а порядок выступлений определялся заранее (дебаты).

Также есть базовая модель ведения беседы. Она заключается в том, что участники разговора должны выражать свои высказывания (фразы, предложения или их части) во время своей очереди. Наиболее простые формы имеют место в беседах между двумя людьми, где завершения предложения или паузы может быть достаточно, чтобы оправдать следующий поворот к другому человеку.

Восстановление

Важная область исследования в рамках анализа беседы касается систематически организованного набора практик «восстановления», или «ремонта». Участники используют его для решения проблем речи, слуха и понимания. Начало восстановления означает возможное расхождение с предшествующим разговором. Результат ремонта приводит либо к решению, либо к отказу от проблемы. Конкретный сегмент разговора, к которому относится восстановление, называется «источником проблем» или «ремонтопригодным».

Ремонт может быть инициирован либо спикером, либо другим участником.

Механизм поворотов

Повороты беседы используются для равномерного распределения — кому предоставляется слово во время разговора. Они включают использование повторов, выделение лексических форм (слов), использование темпоральных регуляторов и речевых частиц. Система поворота состоит из двух различных компонентов:

  • механизм распределения;
  • лексические компоненты, которые используют для заполнения пауз.

В связи с этим разработаны правила деловой беседы:

  • Текущий оратор выбирает следующего. Это может быть сделано путем использования терминов адресации (имен) или инициирования действий с визуальным контактом.
  • Следующий оратор сам выбирает. Когда нет очевидного адресата и потенциальных респондентов. Это можно сделать путем перекрытия, используя устройства ввода поворота, такие как «хорошо» или «вы знаете».
  • Текущий оратор продолжает. Если никто не берет разговор, он может снова выступить, чтобы дополнить суть беседы.

Организация предпочтений

Аналитическая беседа может выявить структурные предпочтения в разговоре для одних видов действий над другими. Например, ответные действия, согласованные с позициями, занятыми первым действием, выполняются более прямолинейно и быстрее, чем действия, которые не согласованы. Это называется немаркированной формой поворота, которому не предшествует тишина. Форма, которая описывает поворот с противоположными характеристиками, называется отмеченной.

Модель исследовательской практики

Для построения идеализированной модели анализа беседы используются следующие шаги:

  1. Производство анализируемых материалов делегируется технике, которая записывает все, что могут слышать или видеть ее рецепторы. Пока запись звучит естественно, она предоставляет полезные данные. Ее можно сделать более доступной путем транскрипции.
  2. Эпизоды, подлежащие анализу, выбираются из стенограмм на основании различных соображений. Это может быть набор обстоятельств, таких как открытие консультаций. Или обнаружение цели беседы.
  3. Исследователь пытается разобраться в этом эпизоде, используя свой здравый смысл.
  4. Строится рассуждение, которое приводит к типизациям, определяя его аналитические ресурсы. Исследователь использует как детали взаимодействия, так и свои собственные знания.
  5. Текущий эпизод и его анализ сравниваются с другими примерами. Сравнение с похожими или несхожими случаями является важным ресурсом для так называемого «анализа одного случая», который фокусируется на экспликации конкретного эпизода.

Ограниченная база данных

Анализ беседы имеет тенденцию использовать очень ограниченную базу данных. Это записи естественно происходящих взаимодействий. Критика по этому вопросу может принимать различные формы. Упоминаются данные, которые не опираются на тему беседы или личность участников. Задаются вопросы, почему не используются такие источники, как интервью с участниками, их комментарии к записям или интерпретации записанных материалов группами «судей». Данная критика неприемлема для АБ, пока не будет продемонстрирована локальная процедурная релевантность.

Количественная оценка

С феноменологической точки зрения, анализ беседы близок к тому, чтобы стать еще одной формой конструктивного анализа. Он стремится анализировать устройства и компетенции на довольно общем уровне. С этой точки зрения, многие исследования не ограничиваются обширным обсуждением одного или нескольких фрагментов разговора, а берут на себя систематическое изучение более крупных коллекций примеров. Обсуждение конкретных случаев приобретает более широкое значение в качестве образцового подхода к тому, что является типичным или нетипичным. Количественная информация остается относительно расплывчатой. Основное внимание по-прежнему уделяется самим цитируемым фрагментам.

Василиса Васильева
26 марта, 2019

Источник

Оставить комментарий