Главная / НАУКА / Ученые раскрыли механизм «живучести» нейронов

Ученые раскрыли механизм «живучести» нейронов

Исследование, опубликованное в журнале Neuron, идентифицирует механизм, который, по словам авторов, запускается при рождении нейрона, чтобы уменьшить общую форму гибели клеток или «апоптоз». Когда эта генетическая регуляция прекращается, непрерывное выживание нейронов нарушается и приводит к гибели животного.

Большинство нейронов создаются во время эмбрионального развития и не имеют «резервной копии» после рождения. Исследователи, как правило, считают, что их выживание определяется внешними факторами.

Исследовательская группа во главе с Сика Чжэн, ученым-биомедиком из Калифорнийского университета в Риверсайде, оспаривает это понятие и сообщает, что непрерывное выживание нейронов также запрограммировано во время рождение.
Роль нейронов
Выживание организма, функции мозга и работоспособность зависят от выживания его нейронов. У высших организмов нейроны контролируют дыхание, питание, ощущение, движение, память, эмоции и познание. Они могут умереть от многих неестественных причин: нейродегенеративные заболевания, травмы, инфекции. Нейроны являются долгоживущими клетками, но генетический контроль, обеспечивающий их долголетие, неизвестен.

В настоящее время команда Чжэна сообщает, что центральным элементом этого механизма является небольшой фрагмент генетической последовательности в Bak1, проапоптотическом гене, активация которого приводит к апоптозу. Экспрессия Bak1 отключается, когда этот небольшой фрагмент генетической последовательности, называемый микроэксоном, встраивается в конечный продукт гена Bak1. Экзоны — это последовательности, которые составляют мессенджер РНК.
«Апоптоз — это путь, который контролирует клеточный оборот и гомеостаз тканей у всех метазоя», — пояснил Чжэн, доцент биомедицинских наук. «Большинство нейронных клеток с готовностью участвуют в апоптозе в ответ на внутренний и внешний стресс. Но эту клеточную самоубийственную программу необходимо обуздать для нейронов, чтобы они жили в течение многих лет. Теперь мы показываем, как происходит генетическое ослабление нейронного апоптоза. Мы показываем, что нейроны трансформируют то, как они регулируют гибель клеток во время развития», — сказал Чжэн. «Это необходимо для обеспечения долговечности нейронов, что необходимо для поддержания целостности нейронных цепей для функций мозга».