Доподлинно неизвестно, как он выглядел в своей земной жизни. 27 канонических и свыше 100 апокрифических книг Нового Завета не дают нам даже намека на его внешний вид. Те описания его облика, что оставили нам историки, философы и богословы более поздних эпох, звучат настолько противоречиво, что кажется иногда, будто они говорили о разных людях. Так, может быть, прав был епископ Лионский, когда утверждал, что телесный вид лица Иисуса Христа нам неизвестен. Да, неизвестен, если не принимать во внимание одну из важнейших святынь христианского мира – Спас Нерукотворный, история происхождения которого до сих пор окутана тайнами.
Свидетельства современников Иисуса
Невозможно рассказать кратко историю Спаса Нерукотворного. Самое первое подробное описание внешнего вида Иисуса Христа оставил нам проконсул Палестины Публий Лентула в своем письме римскому цезарю: «Этот человек разносторонне одарен. Имя его Иешуа Га-Машиах. У него прекрасное и благородное лицо, гармоничное строение тела. Его волосы цвета спелого ореха. От лица его исходят сила и спокойствие. Оно румяное и без единого изъяна. У него голубые и лучезарные глаза».
Только большинство историков считают это письмо подделкой, потому что в анналах римской истории проконсул Публий Лентула не значится. Самые первые рисованные образы Иисуса Христа, которые сохранила для нас история, изображали Спасителя похожим, скорее, на типичного римлянина, чем на иудея или грека. Пристойная одежда римского гражданина, коротко стриженные волосы, начисто выбритое лицо. В первых письменных свидетельствах о внешнем виде Спасителя Иисус Христос изображался человеком невзрачным. Так каким же на самом деле он был? Существует ли хотя бы одно правдоподобное его описание? Хотя бы один прижизненный портрет? Да, существует. Точнее – существовал.
Неизлечимая болезнь Авгира
1-й век нашей эры, Эдесса. Царь Эдессы страдал проказой, страшным неизлечимым недугом. Придворные лекари испробовали все известные им средства и уже отчаялись помочь царю. Тогда правитель решил обратиться за помощью к Иисусу Христу, потому что был наслышан о его чудесных деяниях. Он отправил к нему послов и придворного художника, чтоб тот обязательно изобразил Христа на холсте. Иисус принял послов и отправил к царю своего ученика. Однако послы не могли отправиться в обратный путь, потому что художнику никак не удавалось запечатлеть черты Иисуса на холсте. Тогда Спаситель решил помочь ему. Он умылся, отер полотенцем лицо, и на нем чудесным образом отпечатался лик Иисуса. С тех пор мы передаем историю происхождения Спаса Нерукотворного детям и взрослым. Люди верят в истинность этого события.
Легенды о Нерукотворном Образе
Легенда о Нерукотворном Образе впервые встречается в истории Евагрия Схоластика – историографа 6 века. Рассказывая об осаде Эдессы в 545 году Персидской армией, Евагрий вспоминает и древнюю легенду о переписке царя с Христом и историю появления убруса. Но почему же на протяжении пятисот лет о святой реликвии такого масштаба ничего и никому не было известно? Может быть, это всего лишь красивая сказка? Нет, не выдумка и не сказка.
Существует достаточно большое количество подлинных документов, подтверждающих факт переписки ассирийского царя со Спасителем. Два источника заслуживают особого доверия. Это церковная история Евсевия Кесарийского и раннесирийский литературный памятник «Учение Аддая». Рассказ об Авгаре в истории Евсевия является хронологически первым из всех сохранившихся до настоящего времени вариантов легенды. Евсевий писал свою историю на греческом языке. Сирийский перевод этой книги хранится в Москве, в фондах рукописей Российской национальной библиотеки.
О том, что рассказ об Авгаре взят из письменного сирийского источника, поведал сам Евсевий. При этом он постоянно утверждал, что документ находился в архивах Эдессы, подчеркивал, что легенда была переведена с сирийского языка. Один из вариантов рукописи Евсевия Кесарийского попал в Британский музей. Он несколько моложе того, что хранится в Москве. Тем не менее ни в одной, ни в другой рукописи нет ни слова об истории создания Нерукотворного Спаса. И это мучает умы многих людей. «Учение Аддая» также не упоминает про историю иконы Спаса Нерукотворного. Хотя про Авгара, его неизлечимую болезнь и переписку с Христом рассказывает очень подробно.
Священные ворота Эдессы
Для того чтобы разгадать загадку пятисотлетнего молчания об убрусе, вернемся в Эдессу первого века нашей эры. У царя было два дворца – зимний и летний. Первый был построен на возвышении для защиты от наводнений, а второй располагался возле двух источников, которые снабжали царские пруды водой. В этих прудах испокон веку водилась рыба. Она считалась священной еще в языческие времена. Эта рыба до сих пор плавает в прудах возле развалин дворцового комплекса в современном турецком городе.
Вход в зимний дворец Авгара вел через огромные западные ворота. С тех пор как послы царя прошли через них с письмом Иисуса и Спасом Нерукотворным, эти ворота стали называться Священными. После своего исцеления царь поверил в Христа и его миссию, и приказал построить в Эдессе первую христианскую церковь. В результате появился Храм Спаса Нерукотворного. Позже в ней проповедовал ученик Христа, посланный им к царю для излечения. Левий Фаддей (Аддай) окончательно излечил Авгара от страшной болезни.
Чудесные дела Святого Образа
Сын царя Авгара продолжал покровительствовать христианству. А вот внук был закоренелым идолопоклонником. И, естественно, большая часть его подданных вернулась к язычеству. Чтобы сохранить Спас Нерукотворный и историю происхождения его от поруганий, епископ Эдесский приказал спрятать его. Христиане замуровали реликвию над воротами Эдессы.
Легенда гласит, что образ закрыли дополнительно черепицей, предохранив от непогоды. Перед реликвией поставили неугасимую свечу. Только в конце 6 века, когда персидский шах подошел к Эдессе, некоему Евлалию явилось видение о том, что спасение города находится над его воротами. Ниша была открыта, и тогда был найден не только святой убрус, но и неугасимая свеча. Но самое интересное, что на черепице, которая закрывала образ, отпечаталось то самое изображение, которое несла на себе белая льняная ткань. По легенде епископ Евлалий взял в руки Святой Образ и с молитвами прошел по городу. В этот момент огонь, зажженный персами вокруг стен города, обратился против них самих. Персидский царь немедленно отступил от Эдессы.
С этого времени Спас Нерукотворный, история происхождения которого волнует многих ученых до сих пор, еще не раз помогал жителям города. Молва о нем быстро распространялась. 4 апреля 622 года император Ираклий, выступая на войну против персов, собственноручно поднял перед войском Нерукотворный Образ Спасителя и произнес клятву: «Сражаться с врагами до смерти, между собой же жить в любви и согласии».
В 639 году Эдессу захватили арабы. Однако они позволили жителям города свободно исповедовать их веру и не тронули ни одну из христианских церквей. Более того, к месту, где хранился Святой Образ, допускались для поклонения не только граждане Эдессы, но и паломники из других стран.
Из Эдессы в Константинополь
Император Константин Порфирородный много раз обращался к градоначальнику Эдессы Амиру с просьбой продать Святой Образ и послание Христа Авгару. В конце концов Амир согласился на условия Константина, но в ответ потребовал обязаться никогда не нападать на ассирийские города. Эдесские христиане не хотели отдавать бесценную святыню, которая хранила и спасала их город от завоевателей. Но Амир заставил их уступить. Так Святой Образ и послание Спасителя к Авгару были перенесены из Эдессы в Константинополь. После перенесения Спаса Нерукотворного реликвия навсегда была скрыта от глаз верующих в золотом ларце.
Набег крестоносцев
В 1204 году крестоносцы, взяв приступом Константинополь, похитили все христианские святыни, хранившиеся в церкви. Они разделили между собой добычу, часть которой отправили в Венецию, а другую — во Францию. Самые важные предметы были отправлены именно в Венецию, где сохранены и открыты для чествования и поклонения христиан. До сих пор неизвестно, сколько кораблей крестоносцев было отправлено в Венецию, но существуют свидетельства, что один из них затонул в Мраморном море.
Наши дни
Согласно одной из версий, именно на этом корабле везли реликвию, и якобы, икона Спаса Нерукотворного и история создания его навсегда канули в морских водах. По другой версии начальнику экспедиции удалось переправить его в Венецию. Затем образ попал в Геную к дожу Леонардо Монтальдо и хранился там с 1360 по 1388 год в его семейной молельной палате. 8 июля 1388 года Святой Образ, согласно завещанию Монтальдо, торжественно перенесли в церковь Святого Варфоломея. Многие современные историки считают, что настоящий Спас Нерукотворный, история происхождения которого так и не подтверждена, находятся в Риме, в церкви Святого Сильвестра. Так ли это, неизвестно.
Евгения Гаранина
4 мая, 2019