Главная / ЖИЗНЬ / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / Духовное развитие / Христианство / Челябинск, Одигитриевский женский монастырь: описание, история, адрес, как добраться

Челябинск, Одигитриевский женский монастырь: описание, история, адрес, как добраться

Одигитриевский женский монастырь в Челябинске начинает свою историю с середины XIX века. Его церкви были живописным убранством города, святым местом, которое все население очень любило и почитало.

Улица, на которой тогда располагался монастырь, называлась Христорождественской, потом ее переименовали, и сейчас это улица Цвиллинга в самом центре города.

Однако адрес Одигитриевского женского монастыря: 454135 Россия, г. Челябинск, ул. Энергетиков, 21 А.

Почему так получилось? Заглянем в прошлое обители, чтобы разобраться с этим вопросом.

Очень жаль, но великолепия монастырских церквей на этом месте уже не увидишь. Теперь там находится гостиница под названием «Южный Урал», областное правительственное здание и жилой дом.

Исчез также и родниковый ключ, захоронения первых его монахинь и настоятельниц, в том числе и самой первой игуменьи матушки Агнии, почившей в 1872 году.

Когда-то Одигитриевскому женскому монастырю в Челябинске принадлежали церкви — Одигитриевская и Вознесенская, расположенные в центре города. Кроме них были еще две церквушки Никольская – монастырского хутора и Серафимовская в р-не ст. Юргамыш (Курганской обл.).

Время основания

Это был наистарейший монастырь в Оренбургской епархии. Основательницей Одигитриевского монастыря стала Полежаева Анна Максимовна (матушка Агния в монашестве) — крестьянская девица, которая родилась в 1815 году в деревне Варламово Троицкого уезда Оренбургской губернии. А начинала она свое богоугодное дело с небольшой женской общины.

Анна с раннего детства стремилась к уединенной монашеской и благочестивой жизни. Когда ей исполнилось 26 лет, она вместе с тремя сестрами перебралась на безлюдный остров озера Чебаркуль. Там они выкопали себе землянки-кельи, в которых жили полтора года. Затем женщины отправились паломничать по святым местам.

Через некоторое время Анна вернулась на Урал и стала трудницей Уфимского женского монастыря. Изучив все нюансы монашеской жизни в монастыре, она отправилась устраивать обитель в Челябинске. У нее не было нужды и случайных обстоятельств, чтобы оставить мирскую жизнь и подстричься в монахини. Это было ее призванием.

Сестры

Сначала Полежаева купила маленький домик за рекой близ Троицкой церкви. Там она поселилась и вскоре стала принимать к себе всех желающих разделить с ней монастырскую жизнь. Через некоторое время к ней переехали ее сестры из той самой первой Чебаркульской обители.

За пять лет к ней поступило полтора десятка девиц разного возраста. Среди них были две пятилетние девочки. Будущие инокини без средств и помощи со смирением приучались к нелегкой жизни в монастыре. Они носили монашеское одеяние, неустанно молились и трудились.

В 1848 году Челябинск посетил епископ Иосиф Уфимский, который нашел подвижниц и благословил их открыть обитель в центральном месте города на улице Христовоздвиженской.

История Одигитриевского женского монастыря начинает свой отсчет с того момента, как в октябре 1849 года Анна Полежаева принесла прошение в городскую думу об отводе земли для строительства женской общины, в которой к тому времени насчитывалось 29 сестер. Ее просьбу удовлетворили. Им было выделено 5 десятин земли. Документ был подписан 13 декабря 1849 года.

Подвижнический подвиг

В то время в городе было мало православных людей. В основном это были инородцы. Поэтому сестры по примеру Преподобных Киево-Печерских отцов Антония и Феодосия сами рыли под землей кельи.

Со временем подвижническую деятельность и труд сестер отметил сам император Николай I.

Труд настоятельницы Анны и ее подвижниц был тяжелый и беспокойный, но он увенчался успехом. 23 февраля 1854 года Святейший Синод обратился с докладом к императору Николай 1, который утвердил название женской обители — Одигитриевская, Богородичная.

Когда официально была открыта община, начались проводиться ежедневные богослужения в кладбищенской Казанско-Богородицкой церкви, находившейся неподалеку от монастыря. Все это происходило до того времени, пока не был построен собственный храм. Сестры обучались церковному уставу, чтению в храме и пению у пожилого псаломщика Н. Е. Бирюкова.

Основание общины

Монахини первое время содержали себя сами. Они занимались выделкой льна, ткали холсты, вышивали бисером и делали бумажные цветы для икон, а также ходили на казачьи поля косить траву, жать хлеб и молотить зерно.

Так мало-помалу оживала Одигитриевская община. И все это не без усердного труда монахинь и их настоятельницы.

У насельниц часто случался недостаток в пище и в воде, так как расстояние до речки было далеким. Тогда Анна Полежаева поспешила выкопать колодец в самой обители. Затем поставила над ним шестигранную деревянную часовню, названую в честь Живоносного Источника Пресвятой Богородицы. По святым праздникам в этом месте происходило освящение воды.

Благодетели

Самоотверженный труд женщин не остался незамеченным жителями города. Одними из первых благоделей стали братья Стахеевы, пожертвовавшие общине 2800 рублей. Они были племянниками священника Алексия Агрова.

Сестрам Господь также за их смирение и терпение послал благодетеля П. И. Ильиных. Он был владельцем скобяных изделий. Местные старожилы говорили, что его последним благотворительным делом стала постройка на Семеновской горке Симеоновской церкви. Там же он и был похоронен.

Время шло, община разрасталась, а сестры не имели права постригаться в монахини. Появилась необходимость преобразовывать ее в Одигитриевский женский монастырь в Челябинске. По этому поводу они обратились в Оренбургскую консисторию с просьбой получения статуса монастыря.

Анна Полежаева стала его настоятельницей и постриглась в монашество с именем Агнии.

Строительство обители

За небольшой отрезок времени сестры построили первую каменную церковь. Сначала она была только одноэтажная с пределом Антония и Феодосия Печерских. Следом, благодаря помощи благотворителей, был возведен верхний главный престол в честь Одигитриевской Богородицы. 1 ноября 1860 года произошло поднятие храмовых креста и колоколов. С этого времени сестрам разрешили иметь в храме священника и диакона.

При игуменье Агнии был построен двухэтажный каменный корпус с трапезной и кельями для сестер. Матушка Агния также организовала на территории монастырской обители небольшой свечной завод. Сестры быстро научились делать свечи и снабжали им весь уезд. К этому времени сестер уже было 80 человек и каждая несла свое послушание.

Усердный труд монахинь

Кроме городских земель, Одигитриевский женский монастырь в Челябинске имел наделы и за чертой города в виде монастырской заимки в местечке под названием Богомазово Лого, которую тоже организовала матушка Агния.

Это место по сей день находится в Ленинском районе города. В 1860 году игуменья при помощи благодетеля П. И. Ильина построила там часовню, которую в 1864 году преобразовала в храм во имя Святого Николая.

Сестры находились в постоянных трудах, как пчелки, и даже организовали садоводчество на хуторе. В своем питомнике они выращивали огромное количество плодоовощных культур.

Следующая игуменья Рафаила создала в монастыре мастерские художеств и рукоделия. Научить сестер живописи было первым ее делом. И в скором времени цель была достигнута.

Постепенно мастерство написания икон совершенствовалось. Выработался свой стиль письма. Написанные в монастыре святые образы пользовались большим спросом. Некоторые из них сохранились и по сегодняшний день в Курганском музее художеств, в Челябинском краеведческом музее и в коллекциях частных лиц. Как считают сотрудники музеев, для этих монастырских икон характерен правильный рисунок и выразительность, монументальность образов. Во времена расцвета монастыря этими иконами снабжались все Уральские епархии.

Обустройство обители

Игуменья Рафаила и дальше продолжала заниматься обустройством своей обители. В 1886 году был заложен фундамент нового храма Вознесения Господня. Через четыре года его освятили и открыли к богослужению.

При ней было также построено новое двухэтажное здание за оградой монастыря, где разместилась церковно-приходская школа. Затем еще несколько флигелей-мастерских: белошвейная, золотошвейная, переплетная и другие. Для просфорного цеха было построено отдельное деревянное здание. Монахини пекли просфоры не только для монастырских церквей, но и на заказ для других храмов города.

Благолепие монастыря

При игуменье Рафаиле благосостояние монастыря увеличивалось с каждым годом. Были куплены более тысячи десятин земли, а в 1899 году проведен водопровод.

Усилиями игуменьи и сестер монастырь обустроили каменной оградой и двумя деревянными флигелями. Первый предназначался для стариц, второй — для больных сестер. Затем перестроили дом-причту, где жили священнослужители и церковнослужители.

Еще более матушка Рафаила старалась уделить внимание благолепию монастыря, украшая его иконами и святынями, чтобы в храме во время богослужений всегда чувствовалось молитвенное настроение.

По ее ходатайству в 1881 году с Афона была привезена икона Иверской Божьей Матери, которую торжественно встретили в обители и в городе. Все глубоко чтили эту святыню.

В 1902 году 9 июля, опять же по ходатайству игуменьи Рафаилы, посредством рясофорной послушницы Бадриной Раисы Высокопреосвященный митрополит Киевский и Галицкий Феогност преподнес обители в дар святые мощи сщмч. Кукши Печерского и святителя Симона.

Иконы

Жители Челябинска Агровы и Колбины заказали в живописной мастерской четыре большие иконы для украшения Вознесенского храма.

В 1903 году из Киево-Печерской лавры в Челябинский монастырь с помощью благотворителей была привезена копия чудотворного образа иконы Успения Божьей Матери, что находилась в Великой церкви.

Как и в Лавре, икону вложили в позолоченный круг с сиянием и изображениями вверху — Бога-Отца, Святого Духа и двух ангелов, поддерживающих икону. Как и в Лавре, икону установили над царскими вратами и на шелковых шнурах спускали для целования молящимся. С 1902 года служба Успению Богородицы совершалась по уставу Лавры.

Ликвидация

Следующей игуменье Анастасии пришлось очень нелегко. Ей выпала тяжелая доля быть последней настоятельницей обители, которую советская власть беспощадно уничтожала, как и все православие по стране. Когда Челябинск освободили от колчаковских войск в 1919 году, у монашек сразу же стал вопрос о сохранении монастырской обители.

В Отделе юстиции они пытались получить прошение о перерегистрации монастыря в демократическую артель с сохранением прав на владение монастырскими церквями.

Однако новой власти не нужны был монастырь с его церквями и постройками. Вскоре они стали отдаваться в пользование домов ребенка, лечебниц для алкоголиков и душевнобольных, клубов отдыха для рабочих, кинотеатров и т.д. В постановлении от 1920 года 50 % помещений монастыря были отданы под приюты.

В марте 1921 года в «Советской правде» было опубликовано постановление о закрытии монастыря и выселении монашек из него. Но они не хотели этого делать. Затем их арестовали за контреволюционную агитацию против власти.

Все церковные ценности, украшения икон из позолоты и серебра у монастыря были изъяты. Мебель посуду и продукты тоже конфисковали. Монашеская жизнь в монастыре оборвалась самым печальным образом.

Весь этот ужас происходил на глазах у игуменьи Анастасии и их священника. В этот же месяц монашек в составе 240 человек вместе с игуменьей отправили на полгода в тюрьму и концентрационные военные лагеря. Мирских людей тоже посадили около 100 человек.

Святое заступничество

Но несмотря на все эти события, монастырь существовал в идее религиозной общины. После своего освобождения монашки расселились по квартирам. Узнав из нового закона от 1 января 1922 года, в котором говорилось, что государство отделено от церкви, они смогли зарегистрироваться как религиозная группа. Все это делалось для того, чтобы получить в пользование Вознесенскую церковь. Но в этот же период создается группа обновленцев под названием «Живая церковь». И именно им отдают в пользование Вознесенский храм.

В этот момент непременно нужно вспомнить имя святителя Луки Крымского. Именно он вел непримиримую борьбу с обновленцами. 6 июня, будучи под арестом, он написал завещание с призывом мирян оставаться верными Патриарху Московскому Тихону и всеми силами противостоять обновленческим церковным движениям, в числе которых была «Живая церковь». Однако это ни в коей мере не означало физического противостояния, а было направлено на духовные аспекты. Святитель Лука просил ходить в такие храмы, где служат достойные иереи, не подчинившиеся вепрю. Однако против власти просил не восставать, так как Бог поставил ее над ними из-за грехов людских и велел смиренно повиноваться ей.

Закрытие

Обновленцы получили не только желаемый Вознесенский храм, но вместе с ним и другие храмы — Одигитриевский, Никольский, Покровский и разные монастырские постройки. При этом богослужения в них проводились очень редко.

Советская власть первое время поддерживала разные секты и нетрадиционные образования в своей стране. Но потом и их подвергли репрессиям.

В октябре 1926 года Вознесенский храм закрыли за малочисленностью общины и редко устраиваемыми богослужениями. С него были сняты кресты и купола. Вскоре закрыли и Одигитриевскую церковь. К 30-году все монастырские постройки были снесены. О прежней жизни уже ничего не напоминало.

Начало периода возрождения Одигитриевского монастыря

Уцелел один только храм Святого Николая на монастырской заимке. Но и на его территории была организованна овощная база, и от этого храм был просто обезображен. В 1936 здесь находилась дирекция хозяйства «Садовое».

В сентябре 1997 года конторы этого хозяйства заново отошли к Челябинской епархии. Это было единственное здание Одигитриевского монастыря без всяких удобств, электропроводки, с выбитыми окнами и прогнившими полами.

Тогда же началось строительство нового храма в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость». Первым его настоятелем стал иерей Владимир Максаков. 6 ноября 1999 года храм освятили. Сначала он был однопрестольным, потом появились еще два предела.

В 2002 году к храму была пристроена колокольня и возвращена его старая ограда. В 2011 году была построена воскресная школа.

В описании Одигитриевского монастыря в наше время надо отметить, что его единственно сохранившийся храм — это объект культурного наследия. Он имеет три предела: центральный — в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радость», левый — в честь Святителя Николая, правый – во имя пророка Моисея Боговидца.

В храме перед главной иконой по воскресениям проходят молебны с чтением акафиста. Сегодня в нем много старинных икон, когда-то пожертвованных прихожанами. Однако многие святыни бесследно исчезли, в их числе икона Иверской Божией Матери, мощи святителя Симона и мученика Кукши. Но в храм вернулся образ пророка Моисея. Эта икона находилась в Никольской церкви. Верующие спасли ее и надежно спрятали во времена богоборчества. Когда возродился монастырь — вернули. Сейчас икона хранится в алтарной комнате.

Многая и благая лета

Дата 27 декабря 2012 года ознаменовалась одним очень важным событием. Именно тогда началось возрождение Одигитриевского женского монастыря. В это же время был совершен первый постриг. В 2015 году Митрополит Челябинский открывал монастырь и назначил игуменьей Евсевию (Лобанову), пожелав ей многая и благая лета.

Из разных городов России сюда стали приезжать сестры. С первых дней образования монастыря его насельницы стали заниматься восстановлением архивных материалов и сохранением наследия Одигитриевской обители. Частично был восстановлен список насельниц дореволюционного периода жизни монастыря. Горожане стали нести в храм дореволюционные богослужебные книги, иконы и вещи, некогда принадлежавшие насельницам. Снова была открыта иконописная мастерская, где возрождалась каноническая иконопись школы Андрея Рублева XV века.

Память

Насельницы Одигириевского монастыря с особенным трепетом почитают память Новомученников и Исповедников Российских. И совсем не случайно в монастыре появились святые мощи святителя Луки. Согласно историческим фактам, за защиту Православной веры он получил 11 лет тюремного срока и ссылок.

10 февраля 2019 года мощи из Симферополя привезла сама игуменья Евсевия. В этот день был отслужен молебен с каноном святому, после которого все прихожане смогли приложиться к великой святыне.

Тем, кто желает помолиться в этой обители, сообщается расписание богослужений в монастыре: в 8:30 часов утра — начало утренней литургии; 16:45 — вечерняя.

По воскресным дням ранняя Литургия начинается в 6:30, поздняя — 8:15, панихида в 11:00, 15:00 — параклисис, 16:45 — вечерняя.

Многих паломников интересует вопрос, как добраться до Одигитриевского женского монастыря. Добраться до него несложно на маршрутках №№ 77, 91 до ост. «ТК Молния».

Для этого необходимо использовать карту города Челябинска. Она представлена выше.

Панькова Оксана Владимировна
25 марта, 2019

Источник

Подпишись пожалуйста и поделись!

Оставить комментарий