Главная / НАУКА / Метеорит Сеймчан: история, свойства и изучение

Метеорит Сеймчан: история, свойства и изучение

Самый древний метеорит, ровесник Солнечной системы, осколок зародыша планеты, уникальный артефакт – все эти эпитеты относятся к сеймчанскому метеориту. Он был свидетелем жизни мамонтов и ледникового периода, а его детальное изучение дает возможность узнать, как сформировалась молодая Земля.

Как обнаружили находку

Метеорит Сеймчан: история, свойства и изучение

Первый обломок метеорита нашли еще летом 1967 года, во время геологического маршрута. Такие экспедиции проводятся для обнаружения признаков залежей полезных ископаемых на территории исследуемого района. Странная блестящая глыба массой 272 кг была найдена геологом Ф. Медниковым в ручье. После проведенных исследований в московской лаборатории обломок отнесли к железному типу метеоритов, которые встречаются на поверхности Земли повсеместно, и об этом событии на время забыли.

История метеорита Сеймчан полна драматизма. В октябре того же года геологи нашли еще один обломок массой около 50 кг. Но так как эти куски состояли из железа, они не привлекли внимание ученых. Однако на черном рынке метеоритов и такие обломки ценятся очень высоко, подчас дороже, чем драгоценные металлы.

За долгие годы осколки, рассеянные по территории этой местности, были собраны черными копателями. В последующем ученые обнаружили, что метеорит имеет неоднородную структуру и относится к очень редкой разновидности – палласитам. Но время было упущено. Крупнейшая редкая находка в России практически утеряна.

Обломки небесного тела обнаруживают и в наши дни, особенно после «метеоритной лихорадки», накрывшей местное население после падения Челябинского метеорита. На черном рынке цена за полукилограммовые образцы доходит до 200 тысяч рублей.

Где упал метеорит?

Метеорит Сеймчан: история, свойства и изучение

Место падения метеорита находится у поселка городского типа Сеймчан, который расположен примерно в 500 км от Магадана. От поселка геологи добирались на вертолете еще 150 км. Первый обломок был найден в притоке реки Хекандя. В последующем части метеорита обнаружили и в других притоках р. Колымы.

Это труднодоступный и малонаселенный район, тайга, экспедиция в которую требует специальной подготовки. Так как здесь практически отсутствуют дороги, то добраться зачастую можно только с помощью вертолета или вездехода. Несмотря на эти трудности, охотники за метеоритами вывезли отсюда, по некоторым оценкам, уже 30 т обломков космического тела. Общий вес метеорита оценивается в 60 т.

Химический состав

Метеорит Сеймчан состоит в основном из никелистого метеоритного железа. Содержание этих двух металлов в сплаве варьируется, а на срезе образцов выявляется красивый рисунок в виде пересекающихся блестящих полосок, лент и многоугольных площадок. Распределение никеля в железной основе и металлические прожилки могут дать ответ на вопрос о том, как появляются новые тела в космосе.

Метеорит Сеймчан: история, свойства и изучение

Для метеорита также характерно аномально высокое содержание иридия. Другой особенностью является то, что в образцах очень неравномерно разбросаны оливиновые вкрапления. Обломки, добытые с места падения, могут быть как чисто металлическими фрагментами, так и содержать оливин в больших количествах.

Необычные свойства метеорита Сеймчан

Один из крупных кусков этого метеорита из частной коллекции был распилен на заводе в Челябинске. Несмотря на то что образцы пролежали в воде тысячелетия, они лишь немного покрылись ржавчиной. Не менее интересна и гипотеза о том, почему осколки находят именно в ручьях и реках. Возможно, метеорит упал в ледник. По мере того как он таял, камни понемногу перемещались из гор в ручьи.

Материал метеорита обладает уникальными свойствами, которые можно сравнить с высококачественной, очень вязкой нержавейкой. А при подсветке тонких срезов он демонстрирует неземную красоту оливина космического происхождения. Во всем мире насчитывается не более 38 подобных железокаменных метеоритов.

Возраст метеорита Сеймчан

Метеорит Сеймчан: история, свойства и изучение

Возраст этого необычного небесного тела поражает воображение – он ровесник нашего Солнца, то есть появился более 4 млрд лет назад. Исследователи считают, что он может быть самым древним метеоритом, упавшим на Землю за всю историю существования нашей планеты. Возможно, это осколок новой, когда-то зародившейся молодой планеты в космосе.

Подтверждением этой гипотезы служит тот факт, что такое сочетание материалов (камня и железа) можно найти только на границе ядра и мантии. Структура окончательно формируется сначала в результате сильного нагрева, а потом после длительного охлаждения в космосе в течение миллионов лет. Такие условия на Земле воссоздать невозможно.

Ученые-космологи предполагают, что миллиарды лет назад в космосе существовало большое количество микропланет. В последующем они собирались в более крупные. От одной из них и откололся этот кусок, который после путешествия в космическом пространстве вошел в атмосферу нашей планеты и выпал метеоритным дождем на площади порядка 15 км2. Произошло это, по разным оценкам, от 2 до 100 тыс. лет назад.

В данный момент ученые пытаются выяснить, из какой именно части Вселенной прилетел этот метеорит, точно оценить его возраст. Возможно, что на новых срезах образцов будут обнаружены и те вещества, которые принимали участие в зарождении жизни в нашей Солнечной системе.